Секреты известных картин. «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи
Картина известного художника Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» не так часто на слуху у ценителей искусства, как, например, известная всем «Джоконда». И не в таком количестве встречаются её репродукции и схемы для вышивки бисером или крестиком. А ведь не каждый знает, что предыстория и дальнейшая судьба «Дамы...» намного превосходит «Мону Лизу».
В те неспокойные времена, когда духовенство в Западной Европе массово сжигало на кострах еретиков, а Христофор Колумб открыл Америку, за 17 лет до появления «Джоконды» Леонардо да Винчи перебрался в Милан, где и написал «Даму с горностаем».
Почему горностай?
Рассматривая полотна современников да Винчи, изображающих женщин чаще всего с младенцем, цветком или книгой, невольно удивляешься, почему художник выбрал горностая, а не собаку или, например, лошадь (котики не в счет, конечно).
Несколько лет назад открылись интересные подробности его выбора. Французский ученый Паскаль Коте изобрел новый метод анализа картин и потратил три года, чтобы при помощи новой технологии отражения света проанализировать «Даму с горностаем». Метод такого глубокого сканирования помогает увидеть, что нанесено под разными слоями краски.
Во время исследований оказалось, что в сюжете оригинальной версии полотна не было горностая, Леонардо да Винчи нарисовал животное позже. А ведь до этого ученые в один голос утверждали, что картина не подвергалась изменениям, и мы видим её в оригинальном исполнении автора. Но, как говорится, рано или поздно всё становится явным. Напомню, этому полотну более 500 лет, и лишь недавно Паскаль Коте опубликовал результаты своих исследований.
Смотрите, что обнаружил ученый:
Согласно отчёту Паскаля Коте картина имеет три слоя. А это значит, что да Винчи трижды переписывал картину. Изначально на ней не было животного. Во втором слое появляется горностай, но мех зверька серый, а вот на третьем, окончательном слое, мех уже белый.
К чему такие изменения? Давайте вернемся к изначальному вопросу: почему именно горностай?
Ищите женщину
Ищите женщину, она
Всему причина и начало,
Ее заслуга и вина
Во всем, что было, будет, стало...
Эти строки как нельзя лучше объясняют причину выбора горностая. Историки считают, что женщина, изображенная на картине, это Сесилия Галлерани, служившая при миланском дворе, и имеющая отношения с герцогом Людовиком Сфорца, прозванным "белым горностаем".
В возрасте 19 лет она пребывала в монастыре. Либо ушла сама, либо туда её поместил герцог, для тайного общения. Уже через 2 года Людовик подарил Сесилии дворец. Вот слова историка династии Сфорца: "герцог стремился подчеркнуть уважение к ней и воздать должное достоинствам девушки". В том же году она родила ему сына, однако неожиданно Людовик женился на другой.
На изображении ниже Лодовико Мария Сфорца. Это фрагмент картины «Алтарь Сфорца», хранящейся в галерее Брера, Милан. По историческим справкам, герцог отличался благоразумием и добродетелью. Возможно, это так и было, но с нравственностью у него явно имелись проблемы.
Горностай был личным геральдическим животным герцога, символизирующим чистоту. Мех этого животного издавна означал символ власти, господства, им подбивали мантии императоров, царей, герцогов и других власть имущих персон.
По одной из версий, Леонардо добавил горностая, чтобы символизировать любовника Сесилии Галлерани, а потом улучшил животное, чтобы польстить герцогу. Художник написал портрет Сесилии, так как на момент знакомства с ней служил при дворе герцога. Лодовико Сфорца был главным покровителем Леонардо на протяжении 18 лет.
Сейчас картина «Дама с горностаем» хранится и выставляется для просмотра в Кракове, Польша.
Источники изображений: 1, 2, 3
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани
Дама с горностаем
Неизведанные факты о «Даме с горностаем» да Винчи, которые открыли только после ее сканирования