Тарас Шевченко. Из крепостных в академики
Здравствуйте, коллеги и читатели сообщества!
С вами @ksenia-v. Сегодня я расскажу о живописце и гравёрe, который из крепостного сироты стал медалистом Академии художеств.
Выйдя из простого народа, он не отвернулся от нищеты и голытьбы, наоборот – он и нас повернул лицом к народу, заставил полюбить его и сочувствовать его переживаниям. Он шёл впереди, указывая и чистоту слова, и чистоту мысли, и чистоту жизни. (Л. Жемчужников)
Тарас Шевченко родился в украинском селе Моринцы в семье крепостных, принадлежащих помещику Василию Энгельгардту. В 1816 году его родные перебрались в деревню Кирилловка, также принадлежащую Энгельгардту. В 9 лет Тарас потерял мать, в 11 – отца. Мальчик отправился на учебу к местному дьячку. Его способности к живописи привлекли внимание Энгельгардта и он отправил юного Шевченко учиться живописи.
Прославленный русский художник Карл Брюллов продал портрет Жуковского на аукционе и за эти деньги получил разрешение от Энгельгардта избавить Тараса от крепостного рабства.
Шевченко учился в Академии художеств в столице и получил три серебряные медали за свои работы.
Еще будучи студентом Академии художеств, он создал великолепную акварель «Мария» на тему поэмы Пушкина «Полтава». Уже весной 1841 года имя Шевченко можно было поставить рядом с такими именами, как Карл и Александр Брюллов, Федор Толстой, Андрей Сапожников.
Одновременно с Павлом Федотовым Шевченко утвердил критический реализм как новую прогрессивную тенденцию в изобразительном искусстве того времени. В первые годы своего ученичества у художника Василия Ширяева и посещая уроки рисования в Ассоциации молодых художников, молодой крестьянин обратился к истории своей родины.
Весной 1843 года, после 14 лет разлуки с родиной, Шевченко посетил родную Украину. Под влиянием всего увиденного у него родилась идея о выпуске периодического издания под названием «Живописная Украина». Приехав в Санкт-Петербург, Тарас с энтузиазмом начал эту работу. Он разделил издание на три части: украинские пейзажи были в первой; вторая часть включала сцены из повседневной жизни того периода; третья состояла из гравюр, изображающих историческое прошлое украинского народа.
В 1844 году вышел первый и единственный выпуск «Живописной Украины», состоящий из шести гравюр. Художник нарисовал то, что было самым дорогим для его сердца.
Именно здесь маленький сирота Тарас провел свое мрачное и безрадостное детство. Здесь его сердце было в ужасе от человеческой несправедливости. Картина «Крестьянская семья» полна тепла, вы можете ощутить сострадание и любовь, исходящие от нее.
Весной 1845 года Шевченко закончил учебу в Академии художеств и вернулся в Украину. 5 апреля 1847 года он был арестован и без суда сослан в звании рядового солдата в дальние прикаспийские степи. Во время первого года пребывания в изгнании Шевченко изображал себя в форме. Знаменитые слова «Я наказан, я страдаю... но я не раскаиваюсь!» относятся к этому периоду. В своей "тюрьме без дверей", как он сам называл это место, Шевченко за 10 лет создал большую часть своих замечательных работ. Они подняли мастера на более высокий уровень, потому что в них его мастерство стало ещё точнее и детальнее, а смысл ещё более остр и глубок.
Работы периода изгнания можно разделить на три группы: портреты, пейзажи и композиции. Из портретов наиболее интересны автопортреты Шевченко, они составляют один из самых ценных источников знаний о жизни художника.
В сепии «Казахские дети-байгуши» Шевченко изобразил себя на заднем плане, глядящего с выражением грусти и сочувствия.Этот автопортрет в сочетании с жанровой сценой дал художнику возможность показать своё отношение к бедным детям-сиротам.
В последние годы изгнания Шевченко создал серию работ под названием «Притча о блудном сыне». Работы, включенные в эту серию, впечатляют нас своей глубокой мыслью, критической остротой. По словам художника, «Притча о блудном сыне» превратилась в гневное разоблачение всей системы самодержавного крепостного права.
Лучшие работы Шевченко после изгнания были сделаны в технике акватинты. Исключение составляют некоторые автопортреты и портреты в красках и карандаше. Среди последних – прекрасные портреты актера Щепкина, выдающегося темнокожего актера Олдриджа и вице-президента Академии художеств Ф. П. Толстого, сыгравшего большую роль в освобождении Шевченко из ссылки. Достаточно сравнить эти портреты с прежними, чтобы убедиться в росте реалистического мастерства Шевченко. Что касается свободного и легкого штриха и глубокого психологизма, то эти портреты можно сопоставить с лучшими портретами мастеров конца XIX века.
В искусстве травления Шевченко добился такого успеха, что Императорская Академия художеств присудила ему почетное звание академика гравюры.
Среди офортов более поздних лет – работы, иллюстрирующие его собственные произведения: «Старик на кладбище», «Мангышлакский сад» и другие. Из портретов, выполненных в технике травления, можно выделить «Автопортрет со свечой» и «Автопортрет в шапке и кожухе».
Летом 1859 года, в последние дни на Украине, художник создал лишь небольшое количество эскизов, потому что за ним наблюдали жандармы. В этих условиях не могло быть свободы творчества. Тем не менее то, что сделал Шевченко, по-прежнему представляет большой интерес. Его работы, выполненные в то время, в отношении мастерства и реалистичного выражения опережают его эпоху.
Умер Тарас Шевченко в Петербурге в 1861 году. Как и литературное наследие, его произведения в изобразительном искусстве бессмертны.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Т. Г. Шевченко – художник
День рождения Шевченко: как поэт стал художником
Тарас Григорьевич Шевченко
Тарас Шевченко – академик по гравированию