Ян ван Хёйсум. Цветочный Рафаэль
Весна. В столь прекрасную пору года пусть нежные соцветия окружают нас даже на просторах интернета. Работы героя этой статьи "цветут", и никакого другого слова здесь не подобрать.
Его часто называют цветочным Рафаэлем, мастером натюрморта и величайшим художником своего времени за присущие ему мягкость, свободу, совершенство и жизнеподобие. Он добивался впечатления сочности и верности цветовых пропорций.
Ян ван Хёйсум родился 15 апреля 1682 года в семье художников. Живопись изучал именно у отца, Юстуса ванн Хёйсума, соревнуясь со своими братьями, которые, к слову, тоже увлекались искусством.
Жизнь каждого человека состоит из черных и белых полос. С случае с Яном, эти полосы ознаменовали два периода его творчества: работы на темном фоне (более ранние) и на светлом (золотая пора в творческой жизни художника).
Сияние цветов, ясность росинок – всё без исключения очаровывает в его живописи. Плоды необычайно прекрасны и походят на фрукты из воска. Всё представлено с большой достоверностью и даёт абсолютную иллюзию действительности. Живописец имел обыкновение создавать этюды различных элементов, из которых позже компоновал картины.
Интересно, что Ян ван Хёйсум в творчестве был необычайно замкнут, никому не позволял наблюдать за его работой. Приготовление масел, красок, олифы держал в глубокой тайне.
Высоко ценил творчество художника Гёте:
«Естественный свет не только охватывает все части предметов, но и через световые отражения придает им ясность и отчетливость. Такой подход особенно действенен при написании тонких ветвей, игл хвойных растений или самих цветов, не имеющих широкого сплошного силуэта. При этом все части, благодаря краскам и китайской туши, отодвигаются друг от друга и располагаются уступами, создавая перед нами эффект самой действительности. Каждая краска, даже самая светлая, темнее, чем белая бумага, и обладает тем не менее тем же свойством, что и эффекты света и тени, которые зрительно отодвигают части картины друг от друга и от переднего плана».
Известно, что Хёйсум женился в 22-летнем возрасте и все цветы мира "сложил" к ногам своей возлюбленной – Маргариты Шоутен. Забавно, что даже имя у его избранницы цветочное.
К этому времени он уже состоялся как художник, плодотворно трудился и хорошо зарабатывал. Его работы были по карману только знатным особам, а всё, что не доступно простым людям, так и манит богачей. Впрочем, семья Хёйсума никогда не знала недостатка.
Он рисовал цветы годами, принципиально только с натуры. Наверное, он был истинным романтиком или придирчивым перфекционистом, или же и вовсе занудным педантом. Кто теперь знает...
Вот такой невероятный позитив несут картины величайшего нидерландского мастера натюрморта – Яна ван Хёйсума. Пышность и сочность работ его кисти восхищает и вдохновляет. Сладкие запахи цветов вихрем кружат в голове, а спелые фрукты так и просятся в руки.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием