Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

Странные деревянные боги в художественной галерее Перми

Быть в Перми и не зайти в художественную галерею – это непростительно. Даже далекому от изобразительного искусства человеку здесь есть чему подивиться и над чем задуматься. Особенно если подняться на самый верхний этаж (под купол, ибо галерея располагается в бывшем Спасо-Преображенском кафедральном соборе) и зайти в зал деревянной скульптуры. Думаете, увидите резные ложки и матрешек? А вот и нет.

Перед вами предстанет такое, что на первых порах вы, возможно, и дар речи потеряете. И вообще ничего не поймете… Вот, скажите, кто это – с удлиненной головой?

Или вот это: кто сидит в какой-то клетке, едва одетый?

Ну да, догадаться, конечно, можно. Это Иисус Христос. Или кто-то из святых мучеников. Но почему они такие странные? С удлиненными черепами, с огромными ступнями?

О, надо знать историю Пермского края, чтобы не потешаться над чудны́ми деревянными фигурами, а увидеть в них любовь к Богу (или все же богам?) местного населения. Чтобы разглядеть мастерское исполнение скульптур, которые собирались по всему Пермскому краю на протяжении десятилетий.

Истуканы из сосны

Вы наверняка знаете, что в христианстве не допускалось объемное изображение святых. Но вот именно Пермского края это не коснулось. Здешнему народу это прощалось. Почему? Надо немного знать историю.

Когда-то Пермская земля была населена зырянами – предками нынешних коми. Зыряне поклонялись деревянным идолам – «вырезом вырезанным», по словам одного монаха. Вскоре в крае появились первые русские. А вместе с купеческим и военным людом пожаловали сюда и миссионеры. Христианские. И наступил момент в истории земель Пермских, называемый троеверием.

Коми-пермяки без воодушевления встретили христианство. Но были терпимы и сами еще долго оставались язычниками: сначала древними, поклоняясь тотемам – деревянным фигуркам животных и птиц, а потом более поздними, творя молитвы перед деревянными же идолами многочисленных языческих богов и духов.

В плане исключения

Но постепенно (как говорится, медленно, но верно) христианство все же проникало в уклад жизни народа Пермского края. И мастера просто переключились с вырезаемых из сосны тотемов на вырезаемые из той же сосны фигуры Христа и святых.

В начале и середине XVIII в. духовенство Святейшего синода запретило объемные изображения христианских персонажей, предпочтение отдавалось иконическому «плоскому». Так вот в российской истории известно всего о двух фактах, когда такое изображение было разрешено. То есть было сделано всего лишь два исключения: первое – для Киево-Печерской лавры и второе – для коми-пермяцких земель.

Говорят, что культовые скульптуры, относящиеся к раннему христианству, найдены и на Вологодчине, но по количеству и разнообразию они сильно уступают пермским. Да и, вообще, Пермский край как-то очень ярко проявил себя в деревянной скульптуре!

Историки частично объясняют это тем, что священнослужители, пришедшие в то время на эти земли, предпочитали не доводить ситуацию до религиозных бунтов, и терпеливо относились к деревянным скульптурам, пусть сильно смахивающим на вытянутых ввысь языческих идолов. Впрочем, когда фигуры стали покрывать качественными красками, они все же меньше стали напоминать тотемы.

Образы – свои, родные

Что до странностей, которые отмечает каждый осматривающий деревянные фигуры (большие кисти рук и ступни, вытянутые головы), то объяснений этому существует немало. Мне наиболее правдоподобными кажутся следующие: большие ступни и кисти потому, что в те стародавние времена это считалось признаком трудолюбия, умения много и хорошо работать, любви и преданности земле.

Головы же создавались удлиненными (читай: увеличенными), потому что это не простые смертные, а те, кто наделен большим умом, кому надлежит много думать согласно возложенным на них заботам обо всем человечестве.

Впрочем, не только части тела отдельных фигур приковывают взгляды посетителей. Посмотрите на этого распятого Христа:

Его лицо вам никого не напоминает? Ну да, конечно, – азиата! А все дело в том, что в основе коренного населения Северного Урала в то время составляли не только коми-пермяки, но и ханты-манси (или вогулы), относящиеся уже к азиатскому типу с характерными внешними признаками. Скорее всего, резчики по дереву были из местных, потому и Иисус у них часто получался «родной», с азиатскими глазами и скулами!

Вообще, о деревянных скульптурах, живущих в Пермской художественной галерее, можно рассказывать долго и обстоятельно. Да там что ни фигура, то история, легенда, судьба! Я еще вернусь к этой теме и расскажу о боге Саваофе, которого категорически было запрещено изображать в образе человека, а здесь он – вот! – в виде молодого красавца античного сложения. И об ангелах с непонятными предметами в руках тоже расскажу, и о святых, на ноги которых надета настоящая обувь…

Все фотографии из личного архива автора


Автор статьи @bovary


Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

Уроки рисования Карикатуры и шаржи Разбор полётов Основы рисования Конкурсы

Знакомство с нашими авторами Искусство на миллион Художники разных стран и эпох Обзор учебников по рисованию Художественные музеи мира

Художественный калейдоскоп Книги и фильмы о художниках Лайфхаки для художников Мастер-классы от новичков Обзор событий в мире искусства

0
71.503 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые