Томас Икинс – яркий представитель американской реалистической живописи
«Я знал лишь одного художника, и это – Том Икинс, который мог противостоять искушению видеть то, что считалось должным, а не то, что есть». (Уолт Уитмен, американский поэт 19 века)
Томас Каупертуэйт Икинс родился 25 июля 1844 года в Филадельфии. В возрасте 17 лет поступил в академическую школу живописи, параллельно начал брать уроки анатомии в медицинском колледже.
Через 5 лет отправился в путешествие по Европе за новыми знаниями в художественной сфере. Под руководством известного французского художника Леона Жерома посещал школу изящных искусств в Париже, где преимущественно учился рисовать бытовую жизнь.
Также открыл для себя великих художников Испании – Веласкеса и Риберу, уроки которых в некоторой степени отразились в его последующих работах. Но полностью поменял свой взгляд на творчество после встречи с Эдуардом Мане во Франции, который славился свободной живописной манерой и остротой видения.
Представленные выше работы – одни из первых, которые Томас создал в Париже. Художник использовал размашистую технику нанесения красок, где практически всегда присутствовали его любимые тепло-коричневые тона.
В 18-20 веках европейская мода стала популярна практически во всех сферах деятельности, а потому и в профессиональной живописи США остро подчеркивалась связь с европейскими традициями. Самые одаренные американские художники стремились добиться успехов в Европе, всячески акцентируя внимание на необходимые эстетические критерии.
Однако, несмотря на это, в 26 лет Икинс вернулся в родной город. Живописец твердо решил продолжать изображать национальные ценности в своих сюжетах в свойственной ему манере.
Например, на картине выше изображена женщина, штопающая одежду мужчине, а он, облокотившись на стул, ожидает завершения её работы.
А на этом полотне можно увидеть сплоченную работу рыбаков, за которой с берега наблюдают люди на прогулке.
Тут изображена поющая женщина, глядя на которую непроизвольно слышишь тонкий мелодичный голос с некой печалью.
Возможно, в работах Томаса Икинса в тот период и не хватало ярких красок и собственного воображения по сравнению с его соотечественниками, постоянно жившими в Европе, но зато ему был присущ особый, «холодный» и реалистичный взгляд на мир.
Известно, что Икинс изучал точные науки, в частности математику. В свободное от работы время он даже любил почитать логарифмические таблицы. Поэтому при изображении каких-либо сюжетов он всегда основывался на эмпирические знания.
С 32 лет Томас параллельно преподавал уроки рисования в своей родной академии, а в 38 даже стал ее директором. К тому времени художник все чаще изучал и изображал обнаженные натуры, а потому на своих занятиях он нередко просил студентов позировать друг другу нагишом для зарисовок. Однако такое увлечение провоцировало множество трений между ним и попечительским советом, ведь подобное свободомыслие было совершенно несоизмеримо для той эпохи…
В итоге в 42 года Икинса уволили за то, что он поставил полностью обнаженного мужчину-натурщика в классе, где обучались не только студенты, но и студентки.
Обнаженные студенты играют на музыкальных инструментах в саду.
На этой, одной из самых обсуждаемых картин, художник в очередной раз пошел против пуританских правил морали и зарисовал момент купающихся нагишом студентов, что в то время было не редким явлением даже в общественных местах.
Также достаточно часто художник изображал профессиональных спортсменов, особенно гребцов и борцов. Тут особенный интерес вызывала точная передача движений человеческих тел.
Тем не менее большую часть художественного наследия Икинса составляют портреты. Практически все его родные и друзья были запечатлены им на бумаге на всю жизнь.
Этот портрет художник считал одной из самых лучших своих работ.
Умер Икинс в 1916 году в своем родном городе Филадельфии.
О самой шокирующей картине Томаса Икинса «Клиника Гросса» можно прочитать здесь
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием