Уроки рисования. Правила построения человеческого глаза
Здравствуйте, дорогие голосяне – все те, кому небезразлична тема изобразительного искусства, и кто регулярно посещает наши виртуальные занятия по рисунку и живописи!
С вами @yurchello. Сегодня мы поговорим о не совсем простых вещах.
Давайте нарисуем человеческий глаз, по ходу разобрав, как он устроен, и какие тонкости при его рисовании могут возникнуть.
Сначала немного теории. Давайте разберёмся, что представляет собой человеческий глаз.
Геометрически наш глаз – это шар. Почти как бильярдный, только поменьше, с радужкой и зрачком спереди. Для тех, кто плохо изучал анатомию в школе, данный факт может показаться немыслимым откровением. Возможно, кто-то даже до сегодняшнего дня был уверен, что глаз – это некоторая выпуклость на нашем лбу, прикрытая веками.
Однако, глаз – это, безусловно, шар. Просто поверьте в этот факт, потому что проверять на себе или на ком-то не стоит.
Для разминки перед основным уроком можно поэтапно нарисовать вот такой круг. Затем затенить, сделать радужку, зрачок, и в конце частично прикрыть глаз веками, оставив вот такую область в форме чечевицы открытой.
Природа так устроила, что наш с вами глаз имеет две оси вращения: вертикальную (поперечную) и горизонтальную. Благодаря этому человек, не поворачивая своей головы, может смотреть в разные стороны в пределах видимого обзора, который составляет примерно 90-100 градусов как по горизонтали, так и по вертикали.
Ещё, в зависимости от того, куда смотрит человек, его радужка и зрачок перемещаются в глазнице, и при рисовании очень важно правильно определить ось, вдоль которой направлен взгляд рисуемого человека.
На рисунке выше видно, как причудливо бывает повёрнут угол, под которым может располагаться глаз человека при разных ракурсах рисования. Если мы рисуем человека сверху либо когда его голова повёрнута вбок или запрокинута вверх, то и глаза на лице рисуются по-разному, с учётом определённых правил поворота.
Здесь, на простых рисунках хорошо видно, что веки – это как забрала шлема. Иногда они широко раскрыты, а порой прикрыты или прищурены. Поняв такую нехитрую анатомию, мы сможем нарисовать глаз с любого ракурса.
Но сегодня мы не будем усложнять себе жизнь, а попробуем нарисовать самый простой глаз, взгляд которого направлен прямо на нас. Итак, давайте же начнём!
Разрез открытого глаза похож на увеличенное зёрнышко, только скошенное вбок. Его контур можно вписать в приплюснутый ромб с подогнутыми краями. Сделав основной контур, справа со стороны носа пририсуем к контуру глаза небольшой "хвостик". Это место, где располагается слёзный мешочек.
Когда построили контур разреза нашего глаза, сотрём вспомогательные линии и обведём глаз ровнее. Также обозначим круг радужки. Нарисуем её так, чтобы часть круга заходила за границу верхнего века, а нижняя часть слегка не доставала до нижнего века.
На следующем этапе обозначим те формы и складки вокруг глаза, которые являются основными его "спутниками" и, без сомнения, присутствуют у каждого человека.
Сверху – это надбровная дуга, далее ниже – верхний склон глазной впадины, потом верхнее веко. Обозначим и контуры нижнего века. Чем старше человек, тем более явно видны линии и складки под глазом.
Следующий этап – чисто академический. Здесь нам нужно вычислить и прорисовать основные объёмы элементов глаза – что-то вроде каркасной сетки.
Пусть наши линии будут вот такими рублеными, в процессе дальнейшей прорисовки они сгладятся и сойдут на нет. Нарисуем лёгкими линиями зрачок и уплотним тень по краю нижнего и верхнего века в левой части глаза.
На следующем этапе перекроем нашу "сетку" основными затенениями. Помните, при разном освещении тени могут отличаться. У нас должен получиться эффект грубых форм, которые мы постепенно будем сглаживать, рисуя детали дальше.
Теперь прорисовываем более подробно. Начнём с брови и верхних деталей над глазом. Чем больше мы разбиваем наши блоки на составляющие, тем более округлыми получаются элементы рисунка.
На этом этапе можно сделать зрачок чёрным, оставив место для белого блика. Блик – самое светлое место нашего рисунка, не забываем об этом.
Обратите ещё внимание, что белок глаза тоже не однородно светлый, на нём есть тени, которые рисуются как раз по тем же правилам, что и на белом бильярдном шаре.
Выделим темнее тот контур, что в правой части глаза. Оттеним слёзный мешочек, это придаст большей живности нашему глазу. Затеним радужку сверху, потому что там тень от верхнего века.
Ещё в радужке чуть затемним низ и оставим светлой середину. Смотрите, глаз приобрёл прозрачность!
Осталось набраться терпения и ещё немного поработать над деталями. Кому как, а мне данный этап очень нравится.
Ты уже понимаешь, что ещё немного, и ты выиграешь этот неравный бой, в котором твоё мирное оружие – карандаш – воюет на поле битве – белой бумаге за твоё личное право называться художником. Эта битва происходит каждый день, и всякий раз ты поднимаешься на эту нелёгкую, мирную, битву ради тех, кто смотрит потом на твои картины и не может оторвать от них своих глаз...
Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»
Урок подготовлен @yurchello для @vp-painting