Женщины в истории живописи. 2 часть
Добрый день, друзья!
С вами @labunya. Сегодня я расскажу ещё о нескольких великих художницах для восстановления исторической справедливости.
В 1 части трилогии речь шла о Софи Жанжамбр Андерсон, Мэри Кэссетт, Марии Башкирцевой и других. Сегодня мы пополним этот список биографиями и творчеством других, не менее интересных личностей в истории живописи.
Ангелика Кауфман
Знаменитая немецкая художница Ангелика Кауфман родилась в 1741 году в городке Кур, Швейцария. Её отцом был непризнанный художник Йоганн Йосиф Кауфман. Семья жила небогато. Отец пытался всячески воплотить свою несбывшуюся мечту (стать великим художником) с помощью дочери. Под его пристальным взором она рисовала дни напролёт с самого детства.
Юная художница писала все автопортреты в кукольном стиле, который был продиктован веянием галантного века. Он и принёс ей первое признание, ведь богатым людям только этого и хотелось. Имя девушки стало довольно известным уже в 13 лет. После смерти матери Ангелика с отцом переезжает в Австрию, где кукольный стиль мало кого интересовал. В поисках дохода девушка пробует себя в создании фресок. Это было удачное начинание.
Чуть позже художница снова уезжает, на этот раз в Рим. Здесь она знакомится с И. Винкельманом, который оказал большое влияние на формирование её манеры рисовать. Он открыл перед юной красавицей античное искусство, которое захлестнуло Ангелику с головой.
1765 год. Кауфман в свои 24 года принята в члены Академии Св. Луки, в 27 – Французской Королевской академии.
Жизнь художницы перевернулась после пережитой личной драмы – возлюбленный Кауфман выдавал себя за другого человека и обманом обручился с ней. Девушка не простила обмана, разочаровалась в людях и стала нелюдимой. Грусть и отчаяние стали главными спутниками Ангелики в эти годы.
Позже отец известной к тому моменту художницы настоял на её свадьбе с Антонио Цукки, личного счастья с которым Ангелика так и не обрела. Уже будучи пожилой женщиной, в Риме Кауфман знакомится с Гете. Впоследствии они стали лучшими друзьями. Общение с поэтом было тем умиротворением, которое художница искала на протяжении всей своей жизни.
«Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...» (И. В. Гете).
Талантливая художница умерла в 1897 году.
Потрет мужа художницы, художника Антонио Цукки, 1781 г.
Миранда и Фердинанд (драма Шекспира «Буря»), 1782 г.
Венера пробуждает в Елене любовь к Парису, 1790 г.
Артемизия Джентилески
Автопортрет в образе мученицы (ок. 1615)
Артемизия Джентилески родилась в 1593 году в Риме. Искусная художница и пример для подражания всех феминисток, но об этом чуть позже.
Артемизия – дочь художника Орацио Джентилески, чью славу она несомненно затмила, и его жены Пруденции. Помимо её в семье было ещё два сына. Отец стремился обучить своих детей искусству и с малого возраста брал их в свою мастерскую. Старшие сыновья не подавали ни малейших надежд, а вот Артемизия, напротив, показывала неплохие результаты. Вот только одно «но». В те времена женщин-художниц не признавали, в римском обществе считалось, что их роль – забота о детях.
Орацио учил девочку, но не придавал этому большого значения. Он не воспитывал великую художницу, он воспитывал своего помощника: фон подрисовать, кисти подать, но не более. Юная Артемизия противилась. Она желала освоить живопись до малейших деталей. Красивая и талантливая девушка стала ученицей Агостино Тасси. Этот момент биографии стал роковым для неё.
Артемизия подверглась насилию со стороны Тасси. Это был позор для семьи девушки, и единственным способом как-то сгладить ситуацию, было замужество. Последовал суд, на котором выяснились малоприятные факты: Тасси был женат, и уже неоднократно фигурировал в делах об изнасиловании. Суд приговорил его к одному году тюрьмы. Негодованию девушки не было предела. После этого случая основными темами полотен Артемизии становятся насилие и месть.
Спустя год девушка выходит замуж и уезжает во Флоренцию, чтобы забыть горестные события прошлого. Флоренция того времени была местом скопления деятелей искусства. Артемизия начинает плодотворную работу и полностью посвящает себя живописи. Несмотря на то, что общество того времени было не готово к женщине-художнице, последовали первые успехи, она становится довольно знаменитой.
Вскоре муж ушёл от неё, стыдясь оставаться в тени и жить за счет жены. Женщина всю жизнь боролась с обществом, непреклонно ломая его устои. Она победила и за это получила признание феминисток – борцов за права женщин.
Умерла Артемизия Джентилески в 1653 году в Неаполе. В её честь снимают фильмы и пишут книги. Её личностью восхищаются и пытаются ей подражать.
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1612–1613)
Иаиль и Сисара (ок. 1620)
Есфирь перед Артаксерксом (ок. 1628–1635)
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен
Автопортрет в соломенной шляпке, 1782 г.
«Я по-настоящему счастлива только тогда, когда рисую» (Элизабет Виже-Лебрен)
Родилась в 1755 году в Париже. Мари-Элизабет-Луиза – одна из самых известных деятелей искусства этой поры. Задатки художника в ней увидел отец, и принялся обучать её самостоятельно. К слову, он тоже был художником. Уже в подростковом возрасте Элизабет искусно писала портреты, не имея профессионального образования.
В возрасте 20 лет Элизабет Виже-Лебрен выходит замуж за художника и торговца полотнами. Это помогало ей на пути к славе. Её муж состоял в высшем обществе, куда вошла и Элизабет. Известно, что этот брак был не от большой любви и не совсем счастливый, ведь свадьба состоялась только по инициативе матери художницы.
Юная красавица была приглашена в Версаль, чтобы рисовать портрет для королевы Марии Антуанетты. Это был успех. Любой художник мог лишь мечтать о таком, но повезло именно к героине нашей истории. Дальнейшие отношения между портретисткой и королевой больше напоминали дружбу. Они проводили вместе немало времени.
Женщин неохотно брали в академии художеств, но девушка, покровительницей которой стала сама королева, поступила туда без особых усилий. Элизабет стала знаменитой и востребованной. Картины её руки стоили целое состояние. Она жила в роскоши и не знала нужды. Ей можно было только завидовать: красавица с большим именем, влиятельными друзьями и счастливой семьей.
Великой художницы не стало в 1842 году. Элизабет Виже-Лебрен прожила полную радости и светлых событий жизнь. Она по сей день очень известна в кругу ценителей искусства. Её полотна уходят из-под молотка за огромные суммы денег.
Портрет Марии Антуанетты, 1783 г.
Автопортрет, 1790 г.
Портрет Екатерины Николаевны Меньшиковой, 1795 г.
Юдит Янс Лейстер
Автопортрет, 1630 г.
Юдит родилась в Харлеме (Нидерланды) в 1609 году. В отличие от других героинь, она не была дочерью художника, а родилась в семье портного и пивовара. Девушка приложила массу усилий, чтобы освоить профессию художника. Она часто ходила из мастерской в мастерскую, испытывая судьбу. Только в 1633 году молодую художницу заметили и приняли в ряды Гильдии Святого Луки. Это был союз живописцев из города Харлема.
Уже в 1636 г. она обрела семейное счастье. Её супругом стал один из членов союза, очарованный красотой и талантом девушки. Известна любовь Лейстер к детям, они фигурируют на подавляющем большинстве картин художницы. У самой Юдит их было пять.
Некоторые называют Юдит Янс Лейстер новатором. Она любила писать в бытовом жанре: изображение женщин за работой, компании за разговором, детей за баловством. Тогда в Голландии это было чем-то новым. Никаких религиозных и мифологических мотивов, лишь простая жизнь со всеми её прелестями.
Художница была несправедливо непризнанна при жизни и скончалась в 1660 году в возрасте 51 года. Сейчас её работы украшают стены именитых выставок в США и странах Европы.
Весёлое трио, 1629-1631 гг.
Мальчик и девочка с кошкой и угрем (ок. 1635)
Предложение, 1631 г.
Это была история о женщинах, добившихся немалых высот в живописи. Некоторым из них не посчастливилось добиться мировой славы при жизни, но история помнит их имена и восхищается творениями их кисти. Несмотря на все преграды и невзгоды они добились своей цели.
Продолжение следует…
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием