[Советы учителя рисования] Цветная акварель
В основу своей работы вы можете положить самые разнообразные по характеру мотивы: городскую улочку сельский двор, фасад дома или улицу с новостройками.
Продолжительность работы над таким этюдом два – три сеанса.
Задача состоит в том, чтобы выдержать цветовые отношения и по силе силуэта стены к небу, и неба к земле.
В условиях непогоды (пасмурно, дождливо), при рассеянном свете присущие предметам краски не должны претерпевать больших изменений. Их цвета будут более или менее сближены по яркости и насыщенности, особенно для полутонов.
**Обязательно нужно помнить, что в такую погоду источником света, определяющим общую живописную тональность, является небо. **
Значит, влияния, которые испытывают на себе предметы, определяются характером освещения – холодного или теплого.
Поэтому целесообразно первое задание проделывать именно при таком рассеянном, а не солнечном освещении.
Совершенно по-другому мы будем воспринимать объекты при прямых солнечных лучах, где контрасты по цветовой насыщенности, будут проявляться резче. А также очевидным будет воздействие взаимных отображений.
Самое главное, состояния пленэра нужно стремиться выразить подбором и сочетанием красок, как при солнце, так и без него.
Рассмотрим этюд Сурикова «Севилья», выполненный им во время второй поездки в Испанию в 1910 году.
На нем изображены фасады домов старой Испании. Судя по теням от карнизов крыш и освещенного навеса в одном из домов, солнце находится высоко в небе, слева от художника. Поэтому левая стена дома находится в тени, но от рефлекса эта тень прозрачна и богата красочными нюансами слабо окрашенных голубых, Чистая, непрописанная бумага, оставленная для белого навеса витрины магазина, передает сверкающий блеск южного солнца. Тот же, слепящий глаза блеск, выражен и в освещенных частях карнизов и мансарды центрального здания.
Художник создает в живописи яркий и красочный образ Испании, солнечного блеска и зноя. Несмотря на сильные цветовые контрасты, в этюде нет пестроты.
Краски звучат как мощный торжественный аккорд, радует наш глаз, создают ощущение света и воздуха.
Обратим внимание, как художник компонует этюд.
Небо и мостовая показаны мало. Поверхность листа заполняется, главным образом, фасадами домов. Этим достигается впечатление ограниченности пространства, тесноты старого города.
Этюд решен в широкой свободой манере письма
Характерен ли данный подход для решения всех акварельных этюдов Сурикова?
Всегда ли он писал так свободно и широко?
Совсем нет.
Посмотрите его этюды более ранней поры или же этюды Рима, выполненные во время первой заграничной поездки. Эти работы отличаются тщательной моделировкой и законченностью деталей, при всей присущей суриковскому дарованию живописности.
Однако я вовсе не намерена рекомендовать вам следовать манере исполнения выдающегося мастера. Да это и непосильно для вас и не оправдано смыслом.
В данном случае, приводя в качестве иллюстрации этюд «Севилья», хотела бы обратить ваше внимание на
другое: не на технику исполнения, а на закономерности в пленэре, которые так мастерски выражены в этюде.
В то же время, нельзя не проанализировать работы художника с эмоциональной стороны. Возможно ли было до зрителя донести это торжество красок, этот сверкающий блеск солнца и южного зноя, если бы он не прочувствовал это глубоко во время работы?
Конечно, же нет. Мастер, уже в преклонных годах, с юношеским жаром, горячо и взволнованно восторгался красотой и рассказывал о своих переживаниях.
Будем же ему благодарны и за доставленную радость и за науку.
Автор @palitra.
Фото из личного архива.