[Советы учителя рисования] Акварель. Пейзаж. Часть IІ. Формы этюда
Любой этюд рассчитан для решения определенных задач, так как они бывают разные. Так же определились практикой и соответствующие подходы к нему.
Часто мы наблюдаем за разным состоянием природы – утренний рассвет или вечерний закат, сильный ветер, плывущие по небу облака, туман, яркий солнечный день. Все это проходит быстро, ускоренно изменяются эффекты цвета. Прослеживается неповторимая игра цветовых сочетаний.
Вспомните краски колосящегося поля в разное время суток,
полевых цветов на лугах
или водной глади.
Нельзя не заметить, что сегодня так, а завтра, может даже и через час, краски обязательно изменятся.
Сделать длительный, проработанный в деталях этюд – не успеть написать на память, по представлению, не имея подсобного материала, - трудно даже опытному художнику.
Главная задача - суметь запечатлеть то, что можно, насколько позволит время:
общее состояние;
основные отношения тонов земли к небу;
главный предмет, например, золотистую скирду, освещенную солнцем;
цветные пятна (одежда людей, цветы).
Неоценимую услугу окажет позднее в работе по представлению такой цветовой набросок.
Так, исходя из немаловажных нужд по исполнению творческой практики, выработался кратковременный этюд-набросок.
С его помощью можно запечатлеть состояние и главнейшие колоритные отношения.
Другая форма - длительный этюд, глубокое изучение всех деталей с передачей состояния природы – длительная характеристика слагающих частей пейзажа: растительных насаждений, построек, рельефа местности. Кроме того, могут быть этюды отдельных элементов пейзажа – дерево (или часть его), дом, главная часть улицы.
Каждая из этих форм обладает полноценным правом на существование.
Как же рационально их сочетать?
Работая только над долговременными этюдами, сложными по обилию деталей, можно утратить способность воспринимать форму цельно, чувствовать гармонию колорита. Выполнять только кратковременные зарисовки, есть опасность потерять любовь к проработке деталей; тогда работы станут однобокими, не будут заключать эстетической и познавательной ценности, а значит, и полноты художественного воздействия.
Советую вести работу над этюдами разнообразного характера параллельно.
В тех случаях, когда вы ограничены временем или когда вас увлекает задача запечатлеть быстро проходящее явление, пользуйтесь этюдом-наброском.
Если же у вас есть достаточно времени для завершения работы - выполняйте задачу с возможно большей законченностью и тщательностью.
Далее мы будем рассматривать задания прежде всего именно такого порядка, рекомендуя работать над ними в течении двух и более сеансов. Умеющий выполнять длительные, хорошо отработанные в деталях этюды сможет, когда это необходимо, отлично справиться с задачей и в короткий срок.
Другое приходится наблюдать у тех, кто приучит себя только к наброскам. У них, как правило, нет воли к преодолению трудностей в работе, не воспитана привычка к систематическому труду. Такой человек быстро начинает скучать, боится испортить этюд. В конечном счете, он растрачивает свое дарование по мелочам, разочаровывается и бросает искусство или остается дилетантом.
Изучая опыт больших художников-пейзажистов, нельзя не отметить то, как они кропотливо с большой любовью, редкостным вниманием изучали малейшие детали окружающегося мира. Много времени они уделяли рисунку, штудируя отдельные деревья, цветы, травы, рельеф почвы. Это не мешало им оставаться великолепными колористами.
Пусть опыт мастеров будет и для вас поучительным примером. Искусственно не отрывайте занятия живописью от занятий рисунком. Одно другому все время должно сопутствовать.
Давайте рассмотрим, например, картину Н. Н. Дубовского «Притихло»,
где состояние предгрозового затишья передано не только колоритом, но и убедительно найденной формой повисшей над рекой тучи.
Или «Зеленый шум» А. А. Рылова,
где и цвет, и форма вместе передают ощущение весеннего шума в природе.
А в «Аленушке» В.М. Васнецова
посмотрите на трепетную осинку. Как там верно и красиво нарисованы ее дрожащие листья и с какой любовью передана фора каждого листочка.
Сделаем вывод:
Рисунком не следует пренебрегать не только при продолжительной работе, но и в быстрых по времени этюдах.
Очень важен и вопрос о законченности.
Как это понимать? Где ее предел?
Предоставляю разобраться в этом вопросе в процессе работы, на своем опыте.
Предлагаю еще раз посмотреть картины и этюды мастеров прошлого и художников-современников. У каждого из них свое представление о законченности, особенно в картине.
Очевидно, как и в других видах искусства, это понятие определяется природой нашего восприятия, свойствами нашего зрения, общей художественной подготовкой и культурой. Оно и объективно и субъективно в одно и тоже время.
Каждый из вас, определив характер сюжета, размер этюда, композицию, интуитивно найдет предел завершения своей работы.
Продолжение следует.
Творческих успехов!
С уважением Валентина, @palitra
Фото из личного архива, репродукции картин из книги "Художники мира".