Архитектура. Как строили римляне
Каждый житель планеты знает хотя бы вкратце о величии Рима и представляет его архитектуру, которая, конечно, берет начало от искусства этрусков и греков. Римляне превзошли своих учителей в практичности. Пусть греки тонкие и искусные художники, но римляне – практики. Отсюда отличительные черты их вкуса в архитектуре. Общее решение строений, их убранства и конструкции – всё у римлян было отличным от греков. Заметно, что у римлян гражданские здания преобладают над культовыми, показывая отличие от греков в направленности искусства архитектуры.
Перед римскими строителями ставились новые, практичные задачи. Конструктивная греческая система балок и опор для римлян была уже недостаточной, тем более, что у них уделялось много внимания сводам.
Изучив опыт возведения сводов этрусками, а также – греческие ордерные системы, римляне совместили обе школы и приспособили к своим решениям художественных задач.
Они соединили арки с архитравной конструкцией, создав новую, архитектуру, которая стала типично римской. Конечно, предпочтение по-прежнему отдавалось материалам из камня, с которым сочетали другие материалы для строительства. Часто применяли в кладке кирпич, иногда чередовали слоями камни и кирпичи.
Интересно, что в начала каменная кладка делалась «насухо» из обработанных тщательно и подогнанных блоков. Но очень скоро этот способ заменили другим, дешевым, но очень результативным: использовали грубо околотый камень, садя его на раствор очень хорошего качества. Он сравним с современным бетоном. Тот же щебень служил заполнением и становился прекрасным строительным материалом.
Стены облицовывали плитами обработанных камней.
Римляне в строительстве использовали все разработанные к их времени конструкции. Свод, арка, пилон этрусков стали главными элементами, постоянно дополняемые новыми. Архитектурные формы греков римляне меняли на своё усмотрение, подвергали их своей схематизации. В итоге возникли арочные и архитравные системы, соединенные в одну систему, где были колоссальные масштабы и размах, характерные для специфического проявления мощи и величия Римской империи.
Появившиеся новые планировочные и пространственные элементы вели к необходимости, при которой создавались новые конструктивные системы. В результате таких поисков римляне создали совершенно новые, освобожденные от опор внутри, монументальные явления как базилика Максенция или Пантеон.
Если использовать сводчатые конструкции, особенно больших пролётов, могут появиться серьёзные нагрузки на опорные части. Тогда было решено использовать вместо опор стены. После решения этой задачи ордерная конструкция перешла в разряд декоративных элементов.
Посмотрите на кладку стен в римских постройках. Они зачастую являют настоящую комбинацию. Лицевая сторона там выполнена из обработанного камня, иногда – из кирпича, внутри это – грубо околотый камень или же литой эмплектон, то есть пространство, заполненное бутом.
Римские архитекторы создали несколько разных методов для обработки поверхности стены снаружи. Зачастую и в основном – в интерьерах, где применяли элементарные материалы, которые были очень дешевыми: штукатурку, искусственный мрамор.
Так появилось разделение финишной архитектурной, поверхностной, отделки, где несущая конструкция выполнена из грубых и черновых материалов.
Светотень, конечно, в архитектуре римлян играла важную роль, но ведь самое выразительное средство – цвет. Римляне старались использовать естественные цвета материалов, использовали их в разноцветных мраморных плитах или в цветной мозаике. Комбинируя цвета, римские архитекторы организовывали внутренние пространства.
Важной частью строительного искусства римляне считали и настенную живопись. За все время развития искусства в древнем Риме развивались и принципы стилистики в настенной живописи, делая пространство насыщенным, светлым или тёмным, оптически увеличенным или преломленным.
Продолжение следует…
Я буду рассказывать Вам об истории архитектурного искусства.
фото википедия