В жилищах наших. Юрта
Вы поняли, это новая рубрика – «В жилищах наших». Рассказы о традиционном жилье народов планеты. Начну с юрты и незамысловатых рассуждений о нелёгкой судьбе всех нас, землян.
Не слушайте всякие фантазии о каком-то космическом предназначении наших жилищ, ведь устройство каждого из них связано с необходимостью жить в условиях, доставшихся тем или иным народам по причинам никому неизвестным. Человек по утрам смотрит на солнце, которое всегда на восточной и южной стороне, наверное, потому он и делает двери и окна жилища на солнечной, подветренной стороне. Как-то так и далее по логике.
Кому-то выпала доля приспосабливаться к африканскому зною, а кому-то – к стуже Крайнего Севера. Одни научились строить вигвамы, другие бунгало, третьи ледяные иглу, четвёртые – избы.
На долю степных кочевников выпала юрта.
Некоторые группы людей активно развиваются, другие пребывают в умственной дремоте. Очнувшиеся выбирают для более лучшей жизни тот вектор, который считают наиболее цивилизованным, спящие всё еще гремят телегами средневековья, над которыми проносятся самолёты и дроны.
Цивилизация пытается найти свои истоки, предприимчивые и развитые люди ищут древнюю экзотику и чистую экологию, пытаясь уйти от смрада мегаполисов. Модными становятся те же вигвамы, бунгало, иглу, избы, особое место в этом ряду занимают юрты.
Красивые, белоснежные и пышные сооружения, именуемые юртами – тоже фантазии, мечта несчастных, изредка воплощаемая в жизнь у чрезвычайно разбогатевших кровососов. В основном, в массе азиатской бедноты, это были серые и чёрные жилища с очагом внутри.
Тем не менее, в сознании людей устоялась белая юрта, тем более, что современные материалы позволяют покрывать юрты материалами любого цвета. Перечеркнуть мечту и время невозможно.
Наука относит появление юрты к 12 и 11 векам до нашей эры. Изображения этих жилищ имеются на статуэтках первого тысячелетия новой эры, дошедших до нас из Китая. Это верблюды, нагруженные частями юрты – решетчатыми стенами, кошмой, дымоходом. Много материалов, рассказывающих о развитии этого жилища, сохранились в Европе и Азии со времён завоеваний монголов в раннем средневековье. Изображения юрты есть в турецких, среднеазиатских, иранских, китайских миниатюрах.
У каждого народа своё название юрты. На монгольском языке юрта называется – гер или гэр, что означает – дом.
Как и любой дом, юрту надо строить. Из чего? Основной материал – войлок, дерево, а также сыромять или кожа. Подручный материал – конская грива, из которой плетут волосяные верёвки. Их используют для перетягивания жилища по окружности и поперёк.
Стена юрты называется – хана. Это секции, их может быть несколько – шесть, восемь, десять, двенадцать. Чем больше стен, тем больше юрта. Средняя юрта – шесть или восемь секций. Делают их из тонких деревянных жёрдочек, в основном используют берёзу. Жёрдочки кладут друг на друга, в местах соединения делают отверстия и крепят кожаными узелочками. Тонкие прямые жерди, называемые уни, поддерживают тооно – деревянный круг, отверстие для дыма и солнечного света, поддерживаемое прямыми столбиками (багана). В итоге получается конусообразная крыша с решётчатыми стенами, образующими круг.
В древности юрту закрывал полог из кошмы, который позже стал деревянной, иногда двухстворчатой дверью.
Снаружи сооружение юрты покрывается плотными кусками войлока. Как правило, они от шести до восьми метров длиной. Летом юрта покрыта одним слоем войлока, зимой – двумя слоями. Современную юрту поверх войлока покрывают водонепроницаемым, обычно белым, материалом.
Конструкцию юрты крепко перетягивают прочными волосяными и кожаными верёвками.
Ставят юрту на землю, в летнюю жару приподнимают края войлока, образуя вентиляцию. Зимой юрту ставили на войлок, теперь – на деревянный пол.
Очаг – центр юрты, объект бытового и сакрального значения. Раньше в основе очаге были три крупных камня, которые монголы называли тремя отцовскими камнями – абын гурбан шулуу. Они путешествовали со всем жилищем, во время установки юрты их ставили первыми и обозначали центр. Возможно, в Монголии эти камни ставят и в наше время.
Вокруг очага стоят два опорных столба – багана (см. выше), упирающиеся в дымовой и солнечный круг. Эти столбы также имели сакральное значение, на них ставились зарубки при рождении детей, женщины во время родов держались за них.
Над камнями очага устанавливали металлическую круглую подставку, на которой обычно стоял большой котёл.
Утварь расставляется вдоль стен юрты. Пространство юрты делится на почётную, мужскую и женскую части.
Об этих подробностях в следующих постах рубрики «В жилищах наших».
Я буду рассказывать Вам о своей и Вашей мечте.
@abcalan
фото pixabay.com