Восток: дела семейные. Часть I.
Дорогие читатели, два произведения вызвали интерес к отрасли семейного права восточных стран.
Первое - иранский фильм «Развод Надера и Семин», где супруги с неожиданной лёгкостью обращаются в суд для расторжения брака.
Второе – Книга Орхана Памука «Меня зовут – Красный», в котором турчанка думает о признании мужа пропавшим без вести.
Она отмечает, что сделать это невозможно без свидетелей. Если бы её семья были приверженцами «маликитского мазхаба» (богословско-правового направления), её бы признали незамужней, только потому, что со времени исчезновения прошло четыре года, даже назначили бы содержание. Действие романа происходит ещё в Османской империи.
С тех пор турецкое и иранское право подвергалось европейскому влиянию.
Турция много заимствовала у французов, и входит в романо-германскую правовую семью (как и наша страна), это светское государство.
В Иране, Ираке так же действуют смешанные системы (элементы мусульманской и романо-германской систем), более близкие нам. Нормы шариата без западных примесей остаются главным источником права в Саудовской Аравии. Давайте заглянем в суды этой далёкой, жаркой страны, и посмотрим как там разрешаются семейные споры.
источник: https://pxhere.com/ru/photo/370336
В суд обратилась жена с требованием к мужу о справедливом, равном обращении к ней. Таком же, как ко второй жене.
Муж постоянно брал в путешествия вторую супругу, дома в течение дня уделял второй женщине больше внимания. Суд напомнил ответчику о предписание четвёртой суры Корана, согласно которой многожёнство без возможности проявления справедливости между жёнами – греховно.
Суд определил время пребывания с каждой из жён. При этом во время, посвященное, одной из супруг, муж не может отлучаться к другой, за исключением случаев, связанных со здоровьем, необходимостью совершения срочных платежей. Очередность путешествий по решению суда определяется жеребьёвкой.
Истица просит защиты у правосудия: отец запрещает ей вступать в брак. Жених по его мнению не соответствует статусу их семьи.
Интересно, что в судебных решениях описывается и поведение сторон во время процесса (тогда как, например, у нас судья сухо перечисляет факты и нормы права). «Отец чувствовал себя унизительно, и готов был выполнить любое решение, только что бы больше не приходить, не быть обвиняемым у собственной дочери».
Судья уточнил, как внешне выглядит жених, какое у него образование, желает ли он сам вступить в брак с истицей. Избранник оказался положительным, имел степень магистра в Исламском праве (наверное, он дал совет возлюбленной подать иск). Было установлено, что жених нравственный, хороший человек.
Так же было принято решение, что сам судья становится защитником истицы и даёт ей своё благословение. Решение основано на правилах, согласно которым если опекун действует не в интересах опекаемого, опека переходит к другому авторитетному лицу в целях недопущения зла.
Иногда стороны обращаются в суд для того, чтоб официально подтвердить уже согласованные договоренности.
Например, тесть и зять договорились о компенсации проживания женщины и её троих детей в доме отца. Или женщина попросила суд официально зафиксировать обещание мужа предоставить ей и её детям отдельное жильё в связи с тем, что супруг женился второй раз.
Муж был согласен на приобретение второй жилплощади. При условии, что первая супруга не будет «слишком часто» наведываться к ним со второй женой. Суд зафиксировал условия сделки.
О других процессах мы расскажем в следующей части.
с Вами была @morningswellow