Красноярский край художника-этнографа Дмитрия Каратанова
Дмитрий Каратанов прославился как известный краевед, этнограф и художник. Он мог жить и творить в Санкт-Петербурге, но всю свою жизнь посвятил изучению родного Красноярского края и фиксированию в своих работах всего увиденного в самых отдаленных уголках Крайнего Севера.
Дмитрий Каратанов родился в 1874 году в небольшом хакасском селе Аскиз, с детства любил рисовать пейзажи сибирских просторов. Вскоре семья переехала в Красноярск, в большом городе у мальчика было гораздо больше возможностей заниматься своим любимым делом. Отец юного художника Иннокентий Иванович был хорошо знаком с тогда уже известным Василием Суриковым и в 14 лет Дмитрий Каратанов впервые побывал в гостях в доме Суриковых. Сам художник впоследствии часто вспоминал об этой первой встрече, как он волновался и сжимая у груди свои рисунки шел к самому Сурикову, как Василий Иванович несколько часов с ним беседовал, демонстрировал свои эскизы и давал ценные советы.
Позднее Дмитрий часто встречался с Суриковым и по его совету уехал учиться в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербург. В Петербурге студент Каратанов учится у Архипа Ивановича Куинджи, который очень хорошо отзывается о сибирских пейзажах красноярского художника.
Но несмотря на серьезные знакомства и неплохие перспективы, после нескольких лет вдали от дома Каратанов возвращается в Красноярск, где продолжает писать сибирские пейзажи. Любимым местом работы становится заповедник «Столбы», который в те времена еще заповедником не был. Каратанов любил приходить любоваться на огромные, растущие из земли скалы и изображать их на своих картинах. Так, у есть картины с изображением «Столбом» летом, зимой, весной и осенью.
Красноярские Столбы
В 1900-м году художник в очередной раз пробует переехать в Петербург. Там он работает в художественной студии Марии Тенишевой, заводит очередные влиятельные в культурном мире знакомства, в том числе знакомится с Ильей Репиным и Валентином Серовым. Создает декорации для сцены из оперы Александра Серова «Вражья сила», Валентин Серов доволен декорациями к опере отца и дарит Каратанову один свой эскиз с памятной надписью: «За хорошо исполненную работу Д. И. Каратанову. В. Серов».
Вскоре Дмитрий Иннокентьевич снова возвращается в Сибирь, теперь уже окончательно. Отец художника был автором серьезных работ, посвященным этнографии народов Хакасии и, возможно, этот факт повлиял на дальнейший творческий и жизненный путь художника. Параллельно творчеству Каратанов начал заниматься общественной деятельности, начал изучать народы Крайнего Севера, стал участвовать в больших и длительных экспедициях по необъятным территориям всего Красноярского края. Дмитрий Иннокентьевич фиксировал все увиденное простым карандашом на простой бумаге, холста и масла в арсенале художника-этнографа не было. Эти работы показывали бытовые сцены из жизни северных народов, это были практически документалистические работы.
Коренной сибирский народ Кеты
Большое собрание работ, которые Каратанов сделал в большой экспедиции на Север, находится в Санкт-Петербурге в Государственном музее этнографии народов СССР. Много других работ находятся в музеях Красноярска и в частных коллекциях.
Когда в Красноярске открылась первая сибирская рисовальная школа, Каратанов стал в ней заведующим-преподавателем. В 1948 Дмитрию Каратанову первому из сибирских художников присвоили звание заслуженного деятеля искусств.