Богатейшая история и музеи Ватикана. Часть 2
Статья @yurashka1312 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje, в рамках проекта @vox-populi.
Продолжая мой краткий обзор Ватиканских достопримечательностей, ещё раз подчеркиваю, что я никак не ставлю своей задачей комплексный охват всего того богатства мировых творений, которая главенствующая папская обитель амбициозно собрала в своей штаб-квартире.
Из этого богатейшего собрания выдающихся творений Ватикана, хранящихся уже веками в составе его главного собора, 11 музеев, 5 картинных галерей, 1400 залов и богатейшей библиотеки я намеренно выбрал 2 самые выдающиеся работы знаменитого итальянского скульптора, живописца и архитектора эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти, уроженца провинции Тоскана.
Будучи совсем ещё молодым и особо неизвестным ваятелем, Микеланджело был замечен и приглашен римской церковью, и в возрасте 22 лет, по решению папы Александра VI Борджия, с подачи французского кардинала при папском дворе, получил заказ на изготовление самой фундаментальной скульптуры «Pieta’/Пьета или Оплакивание Христа». Эта скульптура была установлена в правом нефе/нише в Капелле Милосердия Собора Св.Петра и стала не только его визитной карточкой, но и самым выдающимся скульптурным творением мэтра на все времена.
На работу над этой скульптурой у Микеланджело ушло 2 года и стоила эта работа 450 дукатов золотом. В качестве материала был использован светлый мрамор из Каррары, почти родины мэтра. У этой скульптурной композиции была одна особенность - её некоторая диспропорция. Дева Мария, оплакивающая мертвого Христа, по замыслу автора была немного крупнее фигуры Христа и она была изображена более молодой как символ вечной жизни. Особая сложность для автора заключалась в соблюдение совместного равновесия 2 фигур. Кроме этого эта скульптуры была 1-ой полностью полированной за всю предыдущую историю ваяния, и была установлена на своё нынешнее место внутри ниши Капеллы Милосердия в 1500 г.
Неугомонный Микеланджело за его долгую карьеру пытался ещё 5 раз создать более совершенный вариант этой скульптуры, но ему это так и не удалось, а последний 6-й, незаконченный из-за болезни и смерти мэтра, вариант «Пьета» хранится в Музее Замка Сфорцеско в Милане. Пьедестал к этой престижной скульптурной группе был осуществлен только через 126 лет архитектором Борромини. До определенного времени к скульптуре был прямой доступ посетителей Собора, и каждый мог приложиться к телу безжизненного Христа.
Но после акта вандализма 1972 г., когда на неё напал венгр Ласло Тот с молотком, шизофреник, возомнивший себя самим Христом, изувечивший лицо и руку Девы Марии, скульптурная группа после реставрации была отгорожена толстым бронированным стеклом.
Другим выдающимся шедевром Ватикана работы Микеланджело стала роспись потолка «Сикстинской капеллы», выполненная им за 4 года упорной работы в 1508-1512 гг.
У этого шедевра, комплекса Капеллы в целом, была очень долгая история создания. Само помещение размерами 40 х 13 х 21(Н) м строилось 8 лет и закончено было в 1481 г. архитектором Дольчи. А вот украшением его стен руководил сам Ботичелли, с ним в команде работали ещё 4 живописца, включая известных живописцев Пинтуриккьо и Перуджино. Их творения настенной живописи были посвящены в основном Моисею и Христу.
И самыми выдающимися творениями явились «Крещение Христа» работы Перуджино и Пинтуриккьо.
«Хождение Моисея в Египет» работы того же дуэта живописцев. А роспись потолка капеллы после долгих сомнений и уговоров в 1508 г. всё же была поручена Микеланджело, который до этого считался чистым скульптором. Но мэтр, не владевший общепринятой техникой нанесения фресок, тем не менее, в одиночку за 4 года титанических усилий создал одно из самых совершенных мировых творений «Сотворение мира».
Центральным фрагментом потолочной росписи по замыслу Микеланджело явилось «Сотворение человека»
и другой фрагмент «Адам и Ева, пойманные в райском саду», а также
«Сотворение женщины», и наконец
«Всемирный потоп», самый драматичный и динамичный фрагмент росписи с множеством фигур в утомленных позах.
А через 21 год после окончания росписи потолка «Сикстинский капеллы» Микеланджело получил ещё один престижный заказ – на задней стене капеллы он 13 лет усиленно трудился над фреской «Страшный суд». Эта колоссальное по трудоемкости творение мэтра, включающее более 400 персонажей, отражает последствия греховности и неизбежности наказания, но эта грандиозная фреска уступает по качеству и стилю потолочной росписи.
Особенно это касается качества изображения мэтром нагого тела, в чем Микеланджело был абсолютным авторитетом. А его фресковая живопись на примере росписи Сикстинской капеллы намного превосходила по качеству его масляную живопись, которую мэтр потом в шутку называл женской работой...
Другим знаменитым живописцем, творчество которого широко представлено в стенах Ватикана, явился Рафаэль Санцио. И по совпадению с Микеланджело его также пригласили на оформление интерьера Ватикана в возрасте 25 лет. Известный ваятель Браманте рекомендовал поручить именно ему роспись папских апартаментов, которые в последствие стали называть Станцы/Комнаты Рафаэля. Самой грандиозной его работой является фреска «Афинская школа», символизирующая взаимосвязь античной и более поздней философии.
Другие примеры его грандиозных работ – фреска «Пожар в Борго».
И фреска «Триумф Евхаристии».
Другой пример творчества Рафаэля Санцио широко представлен на 2 этаже Ватикана в Лоджии Рафаэля. И тут сказалась рекомендация Браманте, когда он закончил возведение 13-ти арочной галереи и умер, то Рафаэль с помощниками продолжил её оформление. В каждом из 13 арок по сводам были нанесены по 4 фрески, т.е. всего были нанесены 52 фрески на темы Ветхого и Нового заветов.
Кроме того другая роскошная работа Рафаэля Санцио представлена в алтаре «Воскрешение Христа».
Необходимо отметить ещё одну блестящую работу другого знаменитого живописца Караваджио – его картину «Снятие с креста», которая хранится в картинной галереи Ватикана.
И в заключении также необходимо выделить грандиозную специальную галерею Ватикана «Географические карты», где широко представлены коллекция самых интересных исторических карт мира.
На этом мой краткий и предметный обзор заканчивается, в 2-х моих постах по Ватикану я коснулся лишь самой малой, наиболее важной части того, чем богата его коллекция.
По-прежнему, рекомендую подготовиться к посещению Ватикана и его многочисленных музеев заранее и по возможности выбрать интересующий вас маршрут.
Всем вам, друзья, пожелаю удачи и хороших впечатлений.
Ваш @yurashka1312
Все фото, кроме 1,7 и 10, из личного архива автора