Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
4 года назад
русскоезарубежье

[История жизни и творчества] Иоганнес Брамс

&7 мая у Иоганнеса Брамса, знаменитого немецкого пианиста, композитора и дирижера, исполняется 187 годовщина дня рождения.*


**

Иоганнес Брамс по праву занимает место в лидирующей тройке немецкого музыкального искусства наряду с Людвигом Ван Бетховеном и Иоганном Себастьяном Бахом. Как один из талантливейших пианистов, дирижеров и композиторов, авторов множества произведений классического жанра он по достоинству продолжил традиции его великих предшественников.

Иоганнес Брамс / Johannes Brams родился 7 мая 1833 г. в немецком портовом городе Гамбурге в семье Иоганна Якоба Брамса, одаренного музыканта, владевшего многими музыкальными инструментами, и швеи-надомницы Джоанны Генрика Кристиан Ниссен. Естественно, что первым учителем сына в освоении музыкальной грамоты и игры на скрипке и виолончели стал отец Иоганнеса. Первым профессиональным преподавателем в его жизни стал Отто Коссель.

Благодаря прирожденному таланту, усердию и опытному наставнику, юный Брамс начал давать концерты в 10 лет, а в 12 лет стал автором своей первой сонаты. Вопреки воле родителей, не пожелавших превращать их талантливого сына в композитора, именно Коссель переубедил их в итоге. Юный Иоганнес изучал основы композиции на примеры произведений Шуберта, Моцарта и Гайдна. С 16 лет Иоганнес, скрываясь под именем Г.Маркса, начал усиленно концертировать под опекой гамбургской фирмы Гранца.

Своё оригинальное имя Брамс начал использовать с 18 лет, создав первые песни и скерцо, партитуру которых он сам впоследствии уничтожил из-за своей навязчивой склонности к перфекционизму. Важной вехой в его творчестве стал визит 20-летнего Брамса к Р.Шуману, особенно после публикации его хвалебного отзыва под броским названием «Дорогу молодым!». Но эта публикация мэтра вызвала у Брамса приступ явно излишней самокритичности и внутренней неуверенности в его персональном соответствии такой оценки.

Ввиду этой зародившейся внутренней неуверенности Брамс отказался от представления своих сочинений на какое-то время и продолжил скромно концертировать. По ходу концертов у него случались неудачи и даже явные провалы, как это произошло зимой 1859 г. Тогда публика была настолько враждебной по отношению к Брамсу, что устроители концерта с трудом удержали исполнителя от ухода со сцены. Рассерженный не на шутку И.Брамс сорвался на критическую полемику в адрес «новой школы» в музыке Р.Вагнера и Ф.Листа.

В итоге Брамс, немного поостыв, решил тихо-мирно обосноваться в качестве дирижера певческой академии в Баден-Бадене. Здесь в тишине зарождавшегося курорта композитор работал над финальным соло в его «Немецком реквиеме», получившим затем невероятное признание публики и критиков. Тогда же он завершил свою знаменитую серию «венгерских танцев» и сборник вальсов. Брамс в этом творческом уединении смог, наконец, завершить ранее начатые произведения «Ринальдо», «Колыбельную» и различные рапсодии.

С переходом на должность руководителя престижного Венского музыкального сообщества И.Брамс решился, наконец, на премьеру его законченных творений. Среди них также прозвучали довольно весомо его вариации на тему Гайдна и вокальные квартеты. Постепенно известность композитора вышла за пределы центральной Европы, и И.Брамс получил ряд престижных наград и премий.

В 1882 г. во время исполнения своего фортепианного концерта Брамс стал участником первой экспериментальной записи на первом фонографе Томаса Эдисона. Позже уже в 90-х годах XIX столетия, когда популярность И.Брамса была максимальной, он познакомился лично с Иоганном Штраусом и его произведениями. И по непонятным причинам Брамс сразу после этого прекратил сочинительство и продолжил концертировать только в качестве дирижера и пианиста. Иногда подспудно он всё же оформлял свои незавершенные наработки прошлых лет в сонаты для кларнета и фортепьяно, но это тщательно скрывалось Брамсом.

Как один из основных представителей немецкой романтической школы И.Брамс так и не написал ни одной оперы за свою музыкальную карьеру. Он стал автором более 80 известных произведений, прежде всего его самобытных симфоний, затем он был силен в различных вариациях, серенадах, сонатах для многих видов инструментов. Особое место занимают его рапсодии на темы поэзии Гёте, а также серия его оркестровок для различных сочетаний инструментов и две его увертюры как трагическая, так и академическая.

Найдя своё музыкальное признание, тем не менее И.Брамс так и не смог найти своего семейного счастья, хотя его не минули определенные увлечения женским полом и непродолжительные романы с его поклонницами. Многие годы Брамс был очень дружен и вхож в семью композитора Шумана, испытывая особую страсть к его жене Кларе. Но даже после смерти Шумана стеснительный и нерешительный Брамс так и не решился на брак с Кларой, оставаясь с ней в теплых и нежных отношениях до конца своих дней.

Состоявшееся в 1859 г. обручение с красавицей певицей Агатой фон Зильберт по непонятным причинам было разорвано по инициативе самого Брамса. Расставание с ней сделало Брамса ещё более замкнутым, он уходил с головой в музыку от своих эмоциональных переживаний. Небольшой роман с другой певицей Аличей Барби и долголетняя дружба с его давней поклонницей аристократкой Элизабет фон Герцогенберг не поколебали упорного нежелания Брамса обзавестись семьей и детьми.

А после обнаружения у Брамса заболевания желтухой в 1896 г. с мгновенным образованием опухоли в печени остро встал вопрос о жизнеспособности слабеющего на глазах композитора. Он продолжал сочинять музыку в полном затворничестве, лишь изредка появляясь на публике в качестве дирижера оркестра. Его последнее появление на публике состоялось в марте 1897 г., когда публика, как бы предчувствуя скорый уход Брамса по его внешнему виду, устроила ему самый теплый прием. В течение месяца его состояние резко ухудшилось, он стал затворников в своём венском доме, смертельно прикованным к постели.

Его уход из жизни от быстро развившегося рака печени произошел 3 апреля 1897 г., Иоганнес Брамс не дожил до 64 лет немногим более месяца. Немецкий композитор-романтик Иоганнес Брамс был похоронен на венском центральном кладбище, его могила была оформлена бельгийским архитектором В.Орта, и был установлен монумент И.Брамса, авторства австрийской скульпторши Илзе Фон Твардовски.

Традиционно привожу наиболее известные произведения замечательного немецкого композитора Иоганнеса Брамса:







русскоезарубежьежизньтворчествомузыкагермания
14
636.401 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые