Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
4 года назад
русскоезарубежье

[История жизни и творчества] Морис Равель

7 марта у Мориса Равеля, знаменитого французского композитора, исполняется юбилейная 145 годовщина дня рождения.


**

Морис Равель - французский композитор-импрессионист, вошедший в историю как реформатор музыки начала 20 века. Балет «Болеро», композицию для которого сочинил Равель, и сейчас с успехом идет на сценах мировых театров. Вошел в историю как известный критик, пианист и дирижер.

Жозеф Морис Равель / Joseph Maurice Ravel родился 7 марта 1875 г. в г.Сибур, Франция в семье автоинженера Жозефа Равеля, родом из Швейцарии, и Мари Делюар, по национальности басконки. Малыш Морис рос в музыкальной атмосфере, отец виртуозно играл на флейте и трубе, мама часто играла национальную баскскую музыку, которая отразились впоследствии в творчестве будущего композитора. Юность Морис прошла уже в Париже. С 7 лет он обучался музыке, а в 14 подросток стал студентом столичной консерватории по классу фортепиано. Его учителями были самые знаменитые музыканты того периода.

Но его путь к получению музыкального образования был весьма тернистым из-за его смелых и независимых суждений и стремления юного Мориса показать собственный стиль в музыке. Руководство консерватории принимало его независимость в штыки, Мориса отчисляли на 2 г. потом восстанавливали и снова выгоняли. Но его персональные наставники сразу разглядели талант музыканта. На последних курсах Морисом плотно занялся композитор Форе, по настоянию которого Морис начал писать талантливую музыку.

И первым его произведением стал «испанский» цикл, включивший произведения «Хабанера», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». Реальный поворот к сочинительству у Мориса произошел после его знакомства с родоначальником импрессионизма и «музыкальным проказником» Э.Сати, экстравагантным и очень смелым музыкантом из глубокого «подполья». В первые 15 лет после окончания консерватории Морис Равель создал множество композиций. Но до славы и признания ему было ещё так далеко.

Морис Равель уже слыл новатором, его яркая музыка отличалась импрессионизмом и особой эстетикой. А это очень раздражало представителей старой школы и членов жюри музыкального совета Академии искусств. Молодой Морис трижды пробовал получить престижную Римскую премию, но трижды проиграл соперникам. Четвертая попытка изменила жизнь молодого композитора и привнесла новизну в музыкальный мир Парижа. После очередного неправомерного отказа Морису в результате громкого скандала музыкальный официоз Парижа был смещен, а М.Равель превратился в глазах парижской богемы в реального героя.

Популярность музыканта Равеля возрастала с каждым днем, в домах разгорались споры по поводу этой любопытной личности, сочинения звучали на концертах и по сути, после Клода Дебюсси Равель стал вторым признанным импрессионистом. Его творчество прервала 1МВ, Морис рвался на фронт, его браковали из-за малого роста, но он попал на войну и 3 года служил в автомобильном дивизионе и авиационном полку.

После демобилизации композитор продолжил творческий путь, однако работал уже в несколько других жанрах. Если до войны сочинял оперы, то теперь обратился к инструментальным пьесам. Карьера получила новый виток: Морис сочинил «Гробницу Куперена» и завел знакомство с Сергеем Дягилевым, постановщиком балетной антрепризы «Русские сезоны».

Это вылилось в интересное сотрудничество, М.Равель написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс» и в 1ой постановке в нем танцевал главную партию Вацлав Нижинский. Слава Мориса Равеля разгоралась все ярче, гастроли по Европе, теплый прием в Италии, Англии и Голландии. К французу обращались с заказами именитые импресарио музыкального мира. Именно тогда Морис написал оркестровку «Картинок с выставки» русского композитора М.Мусоргского.

Неоценимым вкладом в мировое музыкальное искусство стало произведение для оркестра «Болеро», идею которого ему подсказала знаменитая балерина Ида Рубинштейн. М.Равель в этом произведении искусно переплел классику с испанскими ритмами. Впервые «Болеро» Рубинштейн поставила в 1928 г. на сцене парижской Гранд-Опера, позднее танец стал частью репертуара Анны Павловой. В последние годы жизни композитор работал мало. В творческом арсенале Равеля были 25 крупных произведений, включая балеты, сонаты и оперы.

В 1932г. во время европейских гастролей музыкант получил серьезную черепно-мозговую травму в автокатастрофе. Последним в его творчестве стали «Три песни», написанные для русского баса Федора Шаляпина. Личная жизнь музыканта – тайна за семью печатями. Удивительно, но Морис никогда не имел жены и не оставил наследников. В биографии композитора отсутствуют любые намеки на любовниц и романы.

А через год после полученной травмы у М.Равеля диагностировали неврологическое заболевание мозга. Через 4 года музыканту сделали операцию на головном мозге, но хирургическое вмешательство оказалось роковым – Морис Равель скончался 28 декабря 1937 г. на 63 году жизни. Прах М.Равеля захоронен в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.

Традиционно приведу самые известные фрагменты творчества композитора М.Равеля, и прежде всего его главный шедевр в постановке М.Бежара «Болеро»:







русскоезарубежьемузыкажизньтворчествофранция
19
710.055 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые