Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
6 лет назад

[Изучение Египта] История возникновения древнеегипетской мифологии и некоторые аналогии с современной религией

Статья @tatioberegova для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.


Чем отличаются мифы от легенд? Легендой может быть реальная история, описанная в древности, переходящая из уст в уста через поколения и «обросшая» дополнительными фактами. А миф — это практически сказка, которые описывает жизнь и деятельность сверхчеловеческих существ.

До возникновения Нового Царства в Египте было не так много записанных текстов, но аллюзии все же существовали, и передавались они в основном в устной форме. Аллюзии действий богов рассказывались в мифах для обеспечения успешного перехода мертвых в загробную жизнь и описания сопровождающих этот процесс ритуальных действий.

Но в разные периоды царствующих династий мифов было так много, что пожалуй, без сто грамм тщательного разбирательства сложно понять — как в древнеегипетской мифологии был создан мир и появилось человечество. Но, при изучении данного вопроса, выясняется, что между мифологией страны фараонов и ныне существующими религиозными конфессиями часто существует прямая аналогия. Давайте разбираться!

98ef0dceffaac27df68e7656bdfe2ba2.jpg
***

Создание мифов

Хотя до Нового Царства мифических повествований в египетских записях практически не сохранилось, намеки на богов были найдены в «Текстах пирамид» и древних гробницах, что позволило ученым реконструировать довольно всеобъемлющий и последовательный взгляд на самые ранние египетские истории о богах. Одной из самых важных категорий мифов для египтян была история создания мира. Египтяне считали, что для продолжения существования мир нужно постоянно воссоздавать на
рассвете, в каждое полнолуние и Новый год. Характерно, что у жителей страны фараонов не было только одного Творца - создание Вселенной было приписано нескольким богам и даже богине. Эти учетные записи вселенского создания назывались в честь места, где Богу создателю строился храм.

Бог создатель - Атум-Ра

conselho.jpg
***

Самая ранняя из всех учетных записей творения связана с богом Атумом в Иуну (Гелиополис по-гречески), которую ученые называют гелиополистской Космогонией. (Космогония - это наука, изучающая появление различных космических тел, звезд и рождение планет). В этой версии творения вселенная изначально представляет собой бесконечное, темное, водное пространство, называемое Нун (Nun или Nuu). В этом водном просторе бог Атум создает себя. В некоторых мифах Атум стоял на Метхетерете, богине в виде коровы, представляющей собой сущность образовавшуюся из воды. Согласно другим текстам, Атум стоял на первозданном холме, расположенном в Иуну, островке суши, появляющемся после ежегодного разлива Нила. На холме Атум мастурбирует своей рукой (олицетворяемой как богиня Иосаас), и из его семени появляется первая пара богов Шу (мужчина) и Тефнут (женщина). Имя Шу означает пустоту, значение Тефнут неопределенно (вполне вероятно, что ее ассоциировали с влагой).

Рождение человечества

img7.jpg
***

После того как Атум создал Шу и Тефнут, они покинули его, и уединились в темном пространстве Нун. Атум, снова оказавшись один, посылает свой глаз, чтобы найти пропавших детей, создав себе взамен другое око. Когда первый глаз возвращается с Шу и Тефнут, он сердится на то, что его заменили. И тогда Атум помещает этот глаз себе на лоб (не напоминает вам историю с индуистским «третьим глазом»?), где он превращается в змею Урай, впоследствии изображаемую в головном уборе египетских царей и богов, символизирующую защиту и оберег. После возвращения Шу и Тефнут, Атум был настолько счастлив, что заплакал, и из его слез появилось человечество.

Отец Земли

c1606dd70f6c53e765e721feca305bc75.jpg
Геб и Нут. Fan art

У Шу и Тефнут родились бог Геб и богиня Нут. Геб представляет собой сушу, а его сестра-жена Нут - небо. Первоначально Геб и Нут заключены в объятиях, а Геб «пропитывает» Нут. Главное событие в этом «творческом» процессе происходит, когда Шу отделяет Геба от Нут, тем самым создавая пространство, в котором может зародиться жизнь — воздушный пузырь в водных просторах Нун. Этот действие изображает стоящего над склоненным Гебом бога Шу, поддерживающего высоко над головой изогнутое тело Нут.

shugebnut.gif
***

Шу символизирует воздух и свет, отделяющие землю от неба. Поздние тексты объясняют, почему Шу разделил Геба и Нут — очевидно между богами были постоянные ссоры, из-за того, что Нут продолжала глотать своих детей, то есть каждое утро исчезали звезды. Шу вмешался, чтобы прекратить ссоры. Одним из важных аспектов этого мифа является пол божеств земли и неба. В большинстве древних религий земля считалась женщиной (материнская земля), а мужчина небом. В Египте эти образы меняются. Это изменение, вероятно, было связано с источником влаги в Египте. В большинстве мест плодородие земли зависит от количества осадков, рассматриваемых как сфера божества неба. В Египте плодородие земли не зависело от количества осадков (которых и по сей день недостаточно), а подпитывалось за счет поднимающихся паводковых вод Нила. Поскольку земля считалась источником этих вод, из нее следовало, что земля была мужчиной.

Угроза существования

Другим важным аспектом этого мифа является неустойчивость дальнейшего существования мира. Вся жизнь, как считали египтяне, произошла в пузыре, созданном телами Геба и Нут, разделенными Шу. Этот пузырь существовал в обширном царстве хаоса, водного пространства Нун. В любой момент небо могло рухнуть на землю, уничтожить всю жизнь и вернуть все к Нун. Волшебные заклинания сдерживали всемирную катастрофу. В египетских храмах проводились ритуалы, предотвращающие этот водный хаос, представленный змеем Апофисом — врагом Бога Солнца. В одном отрывке из Книги Мертвых Атум в диалоге с Осирисом (Богом солнца) говорит, что однажды «эта земля вернется к Нун, к потопу, и все будет так, как было раньше» (вот вам и всемирный потоп!)

Гелиополистская Энниада (группа из 9-ти богов)

EnneadeEN1600.jpg
***

У Геба и Нут, в конце концов, рождаются дети - боги Осирис и Сет, богини Исиду и Нефти. Осирис и Исида рождают бога Гора. Истории об божествах создают мифологию загробной жизни. Рождение этих богов завершает Гелиопольскую Эннеаду - группу из девяти богов: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исиду, Сет и Нефти. Хорус, десятый член Эннеады, является более поздним дополнением списка божеств.

История создания Гермополиса

5e555887a4285947ba17dc38587157d8--the-egyptian-african-history.jpg
***

Другая версия истории создания связана с городом Гермополис в Среднем Египте. Этот миф сосредоточен на Гермополийском Огдоаде (группе из восьми богов). Эти божества были сгруппированы в три постоянные пары мужских и женских божеств: Нун и Наунет (вода, бесформенность), Хех и Хехет (простор), и Кек и Кекет (тьма). Идентичность четвертой пары в разных текстах меняется. Время от времени это Тенем и Тенеме (хаос и мрак). Это также могут быть Джерех и Джерехет (завершение) или Ниу и Ниут(вакуум). В конце концов, бог Амун и его соратница Амонет (или женское обличие Амуна) стали обычной четвертой парой в Огдоаде. Все боги Огдоада представляли характеристики хаоса, существовавшего до создания. Поздняя мифология связывает происхождение этих богов с главным городом Амуна, Фивами. Змей-бог Кематеф, «тот, кто достигает совершенства», имел сына, другого бога змея, Ирта - «тот, кто создает землю». Ирта отправился из Фив в Гермополис, где и создает Огдоаду. Другая поздняя история описывает Тота как создателя Огдоады. Эти восемь богов изображались как люди-лягушки (мужчины) и люди-змеи (женщины).

Продолжение следует.


Оригинальная статья написана автором по личному опыту многолетней работы туристическим гидом в Египте. В работе над статьей использовались дополнительные источники - печатные издания:
Rudolf Anthes, "Mythology in ancient Egypt," in Mythologies of the Ancient World. Ed. Samuel Noah Krame;
Leonard Lesko, "Ancient Egyptian Cosmogonies and Cosmology," in Religion in Ancient Egypt: Gods, Myths, and Personal Practice. Ed. Byron Shafer;
John Wilson, "Egypt," in The Intellectual Adventure of Ancient Man. Ed. Henri Frankfort
.


5BEBF522-2971-4202-9576-D630AEFA995B.png


Из Египта, ваша @tatioberegova


Торговая   Pokupo.ru

24
369.031 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (11)
Сортировать по:
Сначала старые