Как русские глазки произвели фурор во французском искусстве
Статья @vpervye1 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Мне нравится встречать "русские следы" за границей. А Франция это какой-то Клондайк этих следов.
В десяти километрах от моего дома расположен Вильнёв-ле-Авиньон, именно здесь началось прославление глаз прекрасной русской женщины французскими поэтами и, как утверждают некоторые, было подхвачено живописцами и даже модельерами.
Во время Второй Мировой войны один провансальский поэт Пьерр Сегер после демобилизации возвращается на поселение в Вильнёв-ле-Авиньон. Где он и услышал призыв генерала де Голля и тоже решил участвовать в сопротивлении, но необычным оружием. Он мечтает создать журнал «Поэзия», где надеется "собрать всех тех, кто хочет сохранить надежду". За помощью обращается к известному французскому писателю Луи Арагону и этот бунтарь, кричащий сюрреалист, романист с новаторской манерой письма, внезапно заявляет, что он будет писать стихи о любви. Как написал позднее Сегер в своей книге "Сопротивление и её поэты" - слова поэзии усыпляют цензуру.
Летом 1941 года в его доме в Вильнёв-ле-Авиньон появляется сам Арагон с женой.
***
Это была интересная особа. Дело даже не в том, что когда-то она познакомила Маяковского с Лилей Брик, которой приходилась сестрой, и не в том, что она была обаятельна и красива, а в том, что она была талантливая писательница. Звали её Эльза Триоле.
Вики назовёт эту пару "одним из символов французской литературы 20 века", а пока эти двое участвуют в борьбе против фашизма, как умеют. Луи, например, в Вильнёв пишет любовную поэму "Глаза Эльзы". На мой взгляд, она не заслуживает никакого внимания - слеплена наспех на коленке, любовная чушь полная штампов. Единственное, для чего она могла пригодиться, как писал Пиерр Сегер - это для усыпления цензуры. Но так как это некий вклад в Сопротивление, приходится считаться. Арагон пишет еще множество стихов, посвящённых жене для журнала Сегера. В дальнейшем он их опубликует отдельным сборником, который будет носить название "Глаза Эльзы".
Не обошли пару русских глаз и музыканты. Стихотворение неоднократно превращалось в песню, которую исполняли Андре Клаво, Алан Барриер, Жан Ферра. Для примера приведу одну из последних интерпретаций.
А потом Эльзины глаза грянули с парижских подиумов. В 1980 году Ив Сен-Лоран решает отдать дань уважения поэтам, которыми он восхищается весьма оригинальным способом. Не забывает и Луи Арагона. Фотография с сайта музея модельера:
***
И последнее, но самое интересное. По русскому интернету ходит легенда, что эти удивительные глаза рисовал сам Анри Матисс. Вроде бы об этом написано в книге воспоминаний Катаняна , но увы, я такой картины не наша. Есть несколько карандашных набросков, но трудно сказать, что здесь какое-то особое внимание уделено глазам, ктоме того, что они на лице, конечно, обозначены.
***
С другой стороны, если в поисковике набрать "Анри Матисс Глаза Эльзы" , то в первую очередь вы увидите вот такие работы:
***
***
Увы, это не Эльза. Это бедная девушка-эмигрантка, которую в 1932 взяли на подмену приболевшей работницы в дом художника. Несколько дней превратились в полгода, а потом в несколько лет, а к работе по дому прибавилась работа модели для Матисса.
В конце-концов его жена рассчитала компаньонку. Но это уже не помогло. В тот же год они с мужем разошлись и он вызвал к себе уволенную помощницу. Последний рисунок своей любимой Анри сделал за два дня до смерти - 1 ноября 1954 года.
Да, забыла добавить: девушку звали Лидия Николаевна Делекторская и местом её рождения был город Томск. Так что, пусть не Эльза Триоле, но другая русская красавица очаровала Матисса синевой глаз так, что он нарисовал около полусотни картин с этой моделью.
Из Франции, ваша @vpervye1