Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
5 лет назад
русскоезарубежье

[Календарь меломана] Адольф Сакс

Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.


Публикациями в этой рубрике я напоминаю вам о памятных датах и событиях в жизни наиболее известных персонажей из мира зарубежной музыки.

6 ноября у Адольфа Сакса, знаменитого бельгийского мастера духовых инструментов и изобретателя саксофона, исполняется полу-юбилейная 205 годовщина дня рождения.


**

Адольф (Антуан-Жозеф) Сакс / Adolphe (Antoine-Joseph) Sax, в прелестном горном городке Динан в бельгийских Арденах, что в 100 км от Брюсселя.

Если кому-то будет интересно, то об этом городке, входящем в число прекраснейших маленьких городов Европы, год назад написала самая опытная путешественница сообщества "Русское Зарубежье" на Голосе Ирина Добрускина @irinadob550 тут

Его отец Шарль Жозеф Сакс был самоучкой и известным мастером духовых инструментов, вскоре он стал мастером при дворе короля и обладателем множества патентов. Способности к конструированию от отца передались к старшему сыну Адольфу среди его 11 детей, 6 мальчиков и 5 девочек, из которых семеро умерли ещё в раннем детстве.

Но старший Адольф родился крайне невезучим, ему ещё в младшем возрасте пришлось пережить массу травм и несчастий. Многие рядом живущие были уверены, что невезучему Адольфу не выжить, но вопреки опасениям близких, будущий мастер прожил долгую и нелегкую жизнь.

В 16 лет пытливый юноша Адольф решил взяться за усовершенствование такого простейшего деревянного инструмента, как кларнет. Он придумал и создал в металле точнейший механизм с 24 клапанами, системой пружин и креплений, при чём, сразу в нескольких версиях, включая бас-кларнет.

После самого первого представления его нового инструмента в парижском оркестре старые кларнеты назвали варварскими. Это мнение ещё более усилилось после солирования Адольфа в брюссельской королевской опере перед 4-тысячной публикой. Но Адольфа не прельстило предложение стать солистом-виртуозом в опере.

Он хотел продолжить творить и совершенствовать клапанную систему кларнета, создал систему настройки фортепьяно, паровой орган и многое другое. Его известность вышла далеко за пределы маленькой Бельгии, но мастера не прельщали выгодные предложения работы за границей. На выставке 1840 г. в Брюсселе Сакс представил сразу 9 своих изобретений.

Несмотря на абсолютные новизну и совершенство его задумок в области инструментальной музыки, жюри конкурса, присудив ему золотую медаль, но ввиду его молодого возраста решило выдать ему лишь позолоченную бронзовую медаль. Продолжавший быть по-прежнему невезучим по жизни, Адольф Сакс был взбешен этим несправедливым решением.

И сразу после этой злополучной выставки в опасении кражи его новой идеи Сакс начал тайную разработку саксофона. Через год на очередной выставке Сакс продемонстрировал новый инструмент из-за занавески, никому его не показывая. Невосприимчивость бельгийской обстановки к его революционным идеям вынудили Сакса переехать в более развитый Париж.

На его скудные накопления он снял мастерскую и начал творить. Через знакомых музыкантов он вышел на авторитетного композитора Гектора Берлиоза и несколько часов терпеливо объяснял ему технические детали и преимущества нового инструмента.

Реакция Г.Берлиоза 12 июня 1842 г. была просто оглушительной для Адольфа: это была пространная статья Берлиоза о новом революционном инструменте бельгийца в самых восторженных тонах. Берлиоз с его изощренным музыкальным вкусом описал впечатление от прелестного сочетания разнообразных звуков от спокойно-меланхоличного до страстного или мистических и давно отзвучавших колокольных вибраций.

В конце его грандиозной статьи Берлиоз подчеркнул абсолютную уникальность нового инструмента, обладающего непостижимым резонансом.

Излишне говорить, что такая предметная реакция Берлиоза привлекла к А.Саксу максимальное внимание и расположение, он стал желанным гостем на всевозможных встречах композиторов и музыкантов в салонах. Сакс стал в Париже весьма известен и часто принимал гостей в своей мастерской, давая пояснения. Но в силу его невезучести по жизни, Сакс одновременно столкнулся с острой завистью и враждебностью.

Она выразилась в глупейшем состряпанном судебном решении ещё до получения патента на новый саксофон, гласившее, что «такой музыкальный инструмент не существует и не может существовать». Напоминает что-то из репертуара не очень святой инквизиции, не правда ли?

Патент на саксофон Сакс получил только в марте 1846 г., и задержку спровоцировал А.Сакс, сделавший вызов всем его злопыхателям, в течение года попытаться создать что-то подобное его саксофону. Но никого желающего создать более или менее конкурентное, так и не нашлось.

А эта умышленная задержка в патентовании гордым от своего величия А.Саксом привела многих его завистников к весьма ожесточенному объединению против гордеца-бельгийца. Его унижали карикатурами и статьями, ему открыто вредили, сманивали его лучших мастеров и вообще запрещали музыкантам играть на его инструментах.

А впоследствии его злопыхатели дошли до крайней меры: поддельные инструменты выдавали за его продукцию, а оригиналы Сакса наоборот объявляли подделками, требуя через суд лишения его патента. Как тут не вспомнить об особой невезучести Адольфа Сакса.

Он судился постоянно со злопыхателями, выиграл все процессы, но его погубили судебные издержки, т.к. проигравшие ему по суду платили долго или вообще не платили. А.Сакс трижды объявлялся банкротом при том, что его мастерские с сотней лучших мастеров в 1843-1860 гг. изготовили и продали более 20 тыс. саксофонов.

Знаменитый мастер-изобретатель и создатель уникального саксофона Антуан Жозеф Сакс скончался 7 февраля 1894 г. в Париже в возрасте 79 лет, не дожив всего-то около 20 лет до возникновения джаза, в котором его уникальный инструмент сразу же оказался самым востребованным. Имидж Адольфа Сакса в знак его особых заслуг перед Бельгией длительный период изображался на банкноте 200 франков.

А знак памяти мастеру и его творению на родине в горном городке Динан был установлен гигантский стеклянный памятник саксофону.


**

Традиционно привожу наиболее известные саксофонные хиты:















русскоезарубежьеpskchaos-legionжизньмузыкабельгияпутешествия
5
730.686 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые