[Календарь меломана] Композиторы Франсис Лей и Джорджио Мородер
Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.
Публикациями в этой рубрике я напоминаю вам о памятных датах и событиях в жизни наиболее известных персонажей из мира зарубежной музыки.
Известный французский композитор Франсис Лей - 26 апреля исполняется 87 годовщина его рождения.
**
Francis Lai /Франсис Лей родился в 1932г. в шикарном городе Ницца на Лазурном берегу. С самого детства у мальчика появился вкус к разнообразной музыке, но родители настаивали исключительно на классической, особенно их творений Д.Верди и Д.Пуччини.
А сам Фрэнсис обожал легкую музыку варьете, джаз и особенно зажигательную бразильскую самбу. По его словам разнообразная музыка в нем смешивалась как в миксере, и помогала создавать абсолютно новую музыку.
Его карьера музыканта началась с аккомпанемента известным певцам, и первой значимой певицей была сама Эдит Пиаф, встретившая молодого парня в кафе Монмартра и попросившая его подыграть на аккордеоне. А эта мелодия Ф.Лея “L’homme de Berlin” стала последней песней в исполнении Эдит Пиаф:
Франсис Лей после сотрудничества в Э.Пиаф продолжил работать с другими французскими исполнителями Ж.Греко, И.Монтаном, М.Дарк, Д.Холлидеем, и конечно с молодой Мирей Матье, а этa мелодия “C’ est ton nom” стала первой песней, написанной Франсисом Лейем для Мирей:
Но настоящую и самую оглушительную известность Франсис Лей получил как кино-композитор. Первый дебют Ф.Лея состоялся в фильме “La Ronde/Круг любви”(1964) режиссера Р.Вадима, а музыка к следующему фильму “Мужчина и женщина”(1966) режиссера К.Лелуша привела к такой оглушительной популярности как фильма, так и самой мелодии, фильм получил премию Золотой глобус за лучшую музыку.
Затем Ф.Лей написал мелодии для фильмов Т.Янга «Майерлинг» с К.Денёв и О.Шарифом, «Пассажир дождя», а в 1970г. вышла на экраны великолепная любовная драма А.Хиллера «История любви», музыка к которой получила статуэтку Оскара, а через год музыка обрела и текст, одним из первых её исполнил Э.Уильямс:
Ф.Лей больше всего работал в французским режиссером К.Лелюшем, а в 1975г. он написал потрясающую проникновенную музыку для нашумевшего эротического фильма «Эммануль 2» режиссера Ф.Джакобетти.
Лирические мелодии Ф.Лея с удовольствием исполняли Т.Джонс, Ф.Синатра и Э.Фитцджеральд, версия уже упомянутой мелодии «История любви» в исполнении этой замечательной певицы:
Популярнейший французский композитор Франсис Лей скончался 6 мес. назад в ноябре 2018г. в Париже в возрасте 86 лет, и оставил после себя творческое наследие: более 600 песен о любви, 120 саунд-треков для 55 кинофильмов, а как актер он сыграл сам себя в 10 ролях.
В качестве примеров творчества Ф.Лея приведу записи клипов: 1969г. со 2й мелодией из фильма «Мужчина и женщина» в исполнении А.Джилберто; 1973 г. с М.Матье и Ш.Басси с основной мелодией их этого же фильма; а также та же мелодия в джазовой версии; а в исполнении автора Франсиса Лея и Лилиан Дэвис звучит баллада на память… на самую добрую память:
Известный итальянский композитор Джорджио Мородер - 26 апреля ему исполняется 79 лет.
**
Giovanni Giorgio Moroder/Джованни Джорджио Мородер, известный итальянский композитор, прародитель электронной музыки стиля диско 1970-х годов, родился в 1940 г. в очаровательном горном местечке Ортизей Южного Тироля в итало-немецкой семье ладинского происхождения под первым немецким именем Хансйорг (семья имела ладинско-немецкие корни).
Джорджио начал сначала играть на гитаре, с которой он выступал в основном во многих ночных клубах Европы, предпочитая играть каверы на известные хиты тех лет.
Но в 27 лет он решил осесть в почти родной для него Германии, сначала это были музыкальные площадки в Западном Берлине, пока он решил сконцентрироваться исключительно на написании песен и организовал музыкальную студию в Мюнхене, специализируясь в основном на электронной музыке. И эта студия вскоре стала центром сотрудничества со многими известными исполнителями, как Led Zeppelin и даже Роллинги.
С 1969г. начал выпускать диски, всего за карьеру музыканта Джорджио записал 29 дисков, а спродюсировал 34 альбома. В 70х годах Джорджио начал работать с группой Munich Machine”, с которой он записал 3 альбома.
В дальнейшем, с середины 70х годов, Д.Мородер начал сотрудничать с отдельными исполнителями, и самой длительной и плодотворной стала работа с американкой Донной Саммер, с ней он записал 10 альбомов.
Первые 2 дебютных альбома Донны Саммер “Lady of the Night”(1974) и “Love to love you baby” (1975) включала абсолютные хиты певицы:
Затем Джордж начал успешно работать с кинематографом, и первые мелодии “From here to Etеrnity” (1977) и “E=MC²” (1978) достигли значительной популярности.
А его музыка к фильму «Полуночный экспресс» (1978) режиссера А.Паркера получила Оскар. Вслед за этим последовали 8 фильмов 80-х, включая «Американский жиголо» и «Лицо со шрамом», музыка для церемоний двух олимпийских игр и чемпионата мира по футболу.
Всего в кино он написал музыку для 48 фильмов, в 21 фильмах снялся в качестве самого себя. Одновременно Джорджио продолжил сотрудничество с отдельными исполнителями, включая К.Миноуг, Д.Боуи, Б.Стрейзанд, Б.Спирс, Сия и др., всего с 52 исполнителями.
В 1986г., в сотрудничестве с американской группой Berlin, он записал альбом “Count Three & Pray”, в состав него вошел трэк “Take my breath away”, который стал в том же году саундтреком к известному американскому фильму “Top Gun/Лучший стрелок или Воздушная Гвардия”, что для меня лично стало приятным сюрпризом, потому как эта мелодия уже более 30 лет входит в число моих любимых, а оказывается это дело рук композитора Джорджа Мородера.
Это официальное видео того трека группы из фильма:
Джорджио Мородер за свою длительную карьеру музыканта получил четыре премии Золотой глобус за саундтреки к кинофильмам и является обладателем трех статуэток Оскар за музыкальное сопровождение.
И здесь на фото он выглядит очень счастливым вместе со всеми его заслуженными наградами:
**
А нестареющий 73-летний Джорджио Мородер в 2013 г. не захотел мириться с возрастом и решил отжечь на любимой с молодости дискотеке в качестве диджея сначала в Нью-Йорке, а затем и в Вене. Эта запись с венской дискотеки 2013 г.
А этот прощальный саундтрек композитора в день памяти его лучшей партнерши Донны Саммер в 2012 г.