Музей турецкого и исламского искусства или соприкосновение с мусульманскими цивилизациями
Статья @rosy440 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Праздник Рамазан в Турции приносит иногда неожиданные сюрпризы. Например, в 23:00 на площади Султанахмет можно было погулять в музее турецкого и исламского искусства. Не бесплатно, конечно, но сам факт. Это первый мой поход в музей в такое позднее время.
Музей турецкого и исламского искусства расположен в одном из красивейших старых дворцов Османской империи.
Не смогу показать глобализм исторического дворца с внешней его части. Мой телефон не любит ночное время суток. Да и на улице шёл мелкий дождь. Интересно, что в музее тоже минимум света. Мы блуждали в полутьме. Возможно, что так не всегда, но меня это очень удивило. Музей турецкого и исламского искусства хранит более 40 тысяч экспонатов. Если вы хотите немного узнать историю турецкого народа, обязательно его посетите. Даже быстрый осмотр экспонатов привёл меня в восторг. Знаю точно, обязательно пойду в дневное время, чтобы всё тщательно посмотреть и исследовать.
Здание музея отреставрированное, смотрится как новое. На первом этаже находится сувенирная лавка, где можно прикупить что-то себе на память. Сегодня мы посмотрим только часть экспонатов, всё невозможно показать. Остановлюсь на том, что привлекло моё внимание.
Теперь немного поговорим о самом дворце. Он расположен напротив Голубой мечети. С крыльца просматривается вся площадь Султанахмет. Здание имеет глубокие исторические корни. Здесь жил великий визирь Османской империи Ибрагим Паша (1493-1536).
Здание в такими большими коридорами в османском стиле. Справа расположены небольшие комнаты, где выставлены экспонаты музея. Это только один из множества коридоров второго этажа. Здание было построено в 16 веке. В 1938 году здесь расположился музей турецкого и исламского искусства. До этого музей ютился в столовой самой большой мечети Стамбула Сулеймание.
На плакатах музея описана история здания и людей, которые тесно были с ним связаны. Но самое главное событие прошлых лет - это то, что султан Сулейман Великий подарил дворец на свадьбу визирю Ибрагиму Паше. Ведь он женился на сестре Сулеймана Хатидже Султан. История подъёма Ибрагима Паши от раба до визиря Османской империи просто необыкновенная. Султан Сулейман с детских лет был очень близок с Ибрагимом. Будущему султану купили Ибрагима на невольническом рынке для служения. Как известно, в те времена рабовладельческий рынок процветал и был очень прибыльным бизнесом.
В Османской империи при султане не было выше должности, чем должность визиря. Сулейман своего товарища детства одарил этим званием. Когда-то даже султан Сулейман дал слово Ибрагиму Паше, что никогда его не казнят, пока он у власти. Но рок судьбы повернул в другую сторону. За любую погрешность, даже не разбираясь, в Османской империи летели головы с плеч. Голова Ибрагима не стала исключением. Всё имущество визиря было конфисковано, в том числе и дворец, в котором находится музей.
Ипподром Константинополя - это грандиозное сооружение. Это был центр политической и развлекательной жизни столицы.
В музее турецкого и исламского искусства на первом этаже представлены куски исторического ипподрома. Великолепное строение в период Византийской и Османской империй было одним из самых оживлённых мест города. Находился он к северу от Голубой мечети.
Здесь проходили бега на колесницах, оглашение императорских законов и указов. Ипподром собирал около 40 тысяч зрителей. Это было масштабное сооружение, которое всех в те времена приводило в восхищение. При правлении Юстиана I (527-565) ипподром ещё расширили. Он принимал до 60 тысяч посетителей.
Сейчас в музее мы можем увидеть части этого великолепия. Во времена Османской империи название Ипподрома изменили на Атмейдан. Что в переводе означает площадь лошадей. Площадь принимала торжественные церемонии, свадьбы, спортивные соревнования. «Повидала» площадь и разные восстания, и народные сборища. Во время восстания "Ника" в 532 году император Юстиниан чуть не потерял свой трон.
До каменного ипподрома здесь находился ипподром из дерева. Выглядел он намного скромнее. В 203 году римский император Септимий Север приказал построить каменный ипподром. После этого сооружение много раз перестраивалось и реставрировалось.
В современном Стамбуле Ипподромом называют площадь, где остались его архитектурные украшения. Три обелиска дошли до наших дней. Выше представлена фотография, сделанная в архитектурном музее Стамбула.
Так выглядят обелиски в современном Стамбуле. (Фотографировала поздним вечером) Первый - это обелиск Константина (слева), второй - обелиск Феодосия (справа) и Змеиная колонна (внизу).
От Змеиной колонны осталась только одна голова из трёх. Сейчас она находится в археологическом музее Стамбула.
Далее пройдём на второй этаж музея. В небольших комнатах представлены коллекции разных времён развития турецкого народа. На фотографии вы видите отпечаток ступни Мухаммеда.
Рукописные самые старые экземпляры страниц из Корана
Воины миротворцы из Коньи. 13 век.
12-13 век. Масленые лампы интересной формы. Круглые - это пряжки для ремня.
Изделия большого Сельджукского периода (1040-1157). Сельджуки основали огромную империю в Западной Азии. Это один из самых известных рассветов территории от Ирана до Анатолии. Культурный обмен, технические достижения, подъём экономики, искусство - всё это было присуще именно Сельджукской эпохе.
Вазы эпохи мамлюков (1250-1517).
Мамлюки - военное сословие в средние века в Египте.
Изделия из золота и серебра периода Тимуридов (1370-1507). В империи Тимуридов рассвет искусства был на пике в 15 веке. Его даже называют Тимуридским Ренессансом, сравнивая с европейской эпохой Возрождения.
Османский тетрис 18 века. Если серьёзно, то лаковые игровые карты.
Коран в красивых переплётах. Их в музее огромное количество. Некоторые украшены драгоценными камнями, золотом, серебром.
Вышивка на тканях, которые были привезены из разных мечетей. Это только одно полотно. В музее есть ещё огромные образцы. Не запомнила откуда они.
Сфикс 13 века из Коньи. Империя Сельджуков разнообразна изображениями животных. Среди них мифологические и реальные. Очень часто создавали гибридных животных. Встречались сфинксы - лицо человека, но тело льва. Иногда к сфинксам добавляли крылья.
Сельджукские изразцы. В культовых зданиях сельджуки часто использовали бирюзовые цвета со звёздами. Материалом для работы у них служила глина на основе кремния.
Резьба по дереву в эпоху сельджуков очень похожа на стиль лепных украшений Месопотамии и Персии. Сельджуки были прекрасно ознакомлены с техникой резьбы. Мне очень нравится сельджукский стиль в разных проявлениях. Вообще они очень любили всё украшать. Но изделия в конечном итоге не выглядели тяжёлыми. В них присутствовала воздушность и ажурность. И неважно, что это был камень или дерево, или другие материалы. Именно сельджуки стали обрамлять оконные проёмы и двери, а также край крыши домов красивыми ажурными узорами.
В музее представлена очень большая коллекция ковров, она считается одной из лучшей в мире. На фотографии ковры времён Османской империи. В огромной комнате можно увидеть элементы архитектурных групп, которые присущи периоду османов.
Такие подставки и шкатулки делали для хранения Корана в Османской империи. Состоятельные османы украшали такие изделия драгоценными камнями и металлами.
Ночной вид внутреннего двора дворца Ибрагима Паши (здания музея).
Благодарю за внимание!
Фотографии из личного архива автора
Из Турции, ваша @rosy440