[В гостях у иммигранта] Почему мы в ответе за свои корни
Статья @maia для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Азы интеграции
На днях меня проинтервьюировали в рамках научного исследования по relocation в Кельнском Университете. Как модель «человека перемещающегося». Человека, по собственной воле сматывающего корни в одной стране и врастающего корнями в другую.
Цель работы – понять, почему для одних переезды (не обязательно это эмиграция, может быть учеба и даже отпуск) – это приятная жизнь, а для других угрюмый стресс.
Меня спрашивали про ощущение security. Меня спрашивали про чувство дома. Меня спрашивали про identity.
О корнях
Итальянский город Бордигера, в котором я живу, называют Городом пальм. А территорию – «самым северным пальмовым лесом Европы». Пальмы сюда завезли в Средние века. Из Египта. Легенда гласит, что пальмы выросли из косточек фиников, которые ели мигранты, пока плыли сюда на корабле. Почему-то они не выплевывали косточки в море, а выплюнули их на землю, когда причалили. И вырос лес. Ответственность за посев взял на себя человек по имени Ампелий. Потом его канонизировали. И построили церковь его имени, Святого Ампелия.
Местные ботаники любят с грустью пофантазировать, каким был бы наш город, если бы не было пальм. Как бы он выглядел, если бы не случилась с ним такая африканская интеграция. Какое у него было бы лицо. Вообще-то пальмы не очень хорошо себя у нас чувствуют. Пальмы болеют. Сто лет назад их было пятнадцать тысяч. Сегодня – чуть больше тысячи. Их ест жучок. Жучка случайно привезли другие иммигранты. Из Азии. Город за пальмы переживает, борется с жучком.
Еще в моем маленьком итальянском городе растет двенадцать гигантских австралийских фикусов. Им сто пятьдесят лет. Их посадили англичане. Сегодня самый мощный фикус занял собой целую площадь старого города. Другой, который посадил знаменитый английский ботаник Кларенс Бикнелл, задушил пальму и поглотил каменный забор, лишь немного поперхнувшись калиткой. В общем, фикусы стали символом города. К ним приезжают туристы фотографироваться.
Своей корневой системой фикусы оплели все подземелье моего города. Они растут на холме, но их корни доходят до моря. Люди иногда обнаруживают их в своих домах: заходят утром в ванную, а мраморный пол вдребезги, в него проросли корни фикуса... Продать такой дом за адекватную цену невозможно. Придется в нем доживать. Фикус продолжит его разрушать. Он будет расти еще несколько сотен лет. И мы будем его защищать. Ботаники грустно констатируют: фикусам тесно у нас. Брусчатка средневекового города стесняет их развитие. Когда их сажали, об этом не подумали. Даже Бикнелл не думал. Ну а нам надо думать. Теперь они – лицо нашего города. И мы в ответе за их корни.
О семенах
А у меня есть семена мексиканского растения. Из них могли бы вырасти ветвистые кусты. Роща. На которых бы созревали золотистые шары-фонарики. К зиме фонарики бы высыхали и семена внутри них позвякивали бы на ветру.
Это растение очень неприхотливо, жестко вытесняет конкурентов и за несколько сезонов овладевает территорией. В Италии такого растения нет. А может быть, и во всей Европе. И когда мне кажется, что меня не замечают, недооценивают, я говорю: «Ну все. Не хотите дать дорогу иммигранту? Не замечаете моих заслуг? Сейчас посею вам два семечка и войду в вашу историю! Трактором не выкорчуете».
Они смеются, итальянцы. Они сжились с африканскими пальмами. И с австралийскими фикусами. Сживутся и с мексиканскими фонариками, если я положу семена на подоконник и их ветром сдует. Они знают, что иностранец может пустить корни. И им придется за этими корнями ухаживать.
О чувствах
А чувство identity, про которое меня спросили, мне кажется, не в том, леплю я равиоли или пельмени. А в том, что вместе с городом я забочусь о пальмах. Мы ходим в пеший марафон и за участие в нем платим. И на эти деньги мы лечим пальмы. И я вожу туристов на поклонение фикусам. Они фотографируются, а я рассказываю им истории. И еще в том, что при всей моей любви к ботанике я храню экзотические семена на полке и не сажаю их в землю. Потому что я здесь дома. А они – нет.
И ощущение security– это всего лишь то, что отзеркаливает тебе общество, в то время как ты защищаешь его от своих демонов. В Италии груздь не считается съедобным грибом. Мои друзья едят у меня дома соленые грузди, которые я привожу из Москвы. В гостях у иммигранта. Они чувствуют себя secure.
Фотографии из личного архива автора
Ваше творчество стремится стать бизнесом, а бизнес рвётся в онлайн?
Ищете сервис для создания интернет-магазинов?
Прежде чем выбрать, задумайтесь, как бы вы поступили, если бы все интернет-магазины были стульями?
В этом посте @ivelon отвечает на самый главный вопрос о торговой платформе Pokupo.