[Величайшие художники Италии] Европейское изобразительное искусство на пороге эпохи Возрождения
Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.
Вашему вниманию предлагается цикл статей по истории изобразительного искусства Италии в наиболее значимую эпоху Возрождения, по-итальянски Rinascimento/Ринашименто и по-французски Renaissance/Ренессанса.
**
Прежде, чем осветить творчество знаменитых художников и ваятелей Италии в самый знаковый и известный период их творчества – эпоху Возрождения, обратим внимание на источники культурных традиций, предшествовавшие наступлению этого периода. Само понятие «Возрождение» касалось, прежде всего, возвращения искусства из его упадочного состояния в период средневековья к его блестящим источникам в античный период.
Из античного периода и древнего мира были унаследованы египетские архитектурно-храмовые сооружения и скульптура, а также особый изобразительный прием – плоский силуэт с лицами в профиль с попытками изображения человеческих тел в трех-четвертной экспозиции. Из богатейшего древнегреческого искусства для всей Европы в целом были взяты эталонно-классические образцы скульптуры с самыми тщательным анатомическим подходом, с их строгими геометрическими канонами и уравновешенностью фигур.
И древнеримские античные источники, базировавшиеся на ещё более древнем искусстве времен этруссков, также оказали значительное влияние, прежде всего монументальностью сооружений типа римского Пантеона с огромным наследием древних фресок в духе возвышенной торжественности на религиозные темы и со сложными скульптурными портретами в самой тщательной проработкой деталей. Из позднего римского византийского периода были унаследованы как лучшие образцы мозаики и иконописи, так и архитектурно-храмового искусства.
А в так называемый смутный «Темный период» Средневековья в изобразительном искусстве начался период упадка за счет явно примитивного подхода и огрублению средств выражения и приемов, перехода от детальных изображений к символизму.
Самым главным отличием средневекового подхода являлся абсолютный приоритет духовности над материальным, утеря понятия реализма, и большой упор на сакральность, как со стороны церкви, так и богатейших покровителей/спонсоров церкви, беспокоившихся о спасении своих душ.
В условиях раннего Средневековья развитие многих форм искусства значительно осложнилось из-за постоянных перемещений варварских народностей, в частности кельтов и иберо-саксонов, по территории павшей в небытие Римской империи.
Активное влияние в период 1000-1200 гг.н.э. получило распространение романского искусства на фоне значительного повышения уровня жизни в западноевропейских странах, начиная с Испании и до Скандинавии.
Его основные черты заключались в толстостенных сооружениях с массой арок, тяжелых сводов, огромных витражей, яркими цветами и с обилием скульптур. На смену романскому искусству приходит готика, возродившаяся во Франции, как очередная ступень развития архитектурного искусства, прежде всего. Самая отличительная форма готического стиля – это стрельчатые арки и высокие витражи, а также возврат опять к сакральной живописи.
В период 1200-1300 гг.н.э. наступил специфический период Проторенессанса, предшествующий наступлению реального Возрождения, он рассматривался как переходный период между Средневековьем и Возрождением. Именно в Италии и её культуре, в период XIII-XIV веков, на фоне сохранившегося сильного влияния византийских и готических направлений появились первые признаки нового искусства, но этот период наступил только в Италии в 2 центрах концентрации произведений искусства – в Тоскане, конечно, и в Риме.
Трио знаменитых флорентийцев – поэт Данте Алигрьери (1265-1321) с созданным им литературным итальянским языком, родоначальник лирической поэзии Франческо Петрарка (1304-1374) и основоположник жанра новеллы в мировой литературе Джованни Боккаччо (1313-1375) – их пронзительным творчеством четко обозначили предрасположенность Тосканы к наступлению нового периода в развитии искусства.
К ним вскоре присоединились скульпторы и архитекторы новой волны Николо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и художник Джотто ди Бондоне.
**
Приход эпохи Возрождения на тосканскую подготовленную почву значительно меняет основное направление развития искусства, сакральность в нем уходит на задний план, а на первый выходит индивидуальность, личность человека, бурно расцветает портретный жанр живописи. Скульпторы возвращаются к анналам античности, краска темпера резко сменяется на масляную краску, что позволяет получить наивысшее качество изображения на картинах.
В манере художников появляются светотени, что в сочетании с высокой техникой изображения натуры позволяет добиваться потрясающей гармонии произведений. С возвращением античности в искусстве Возрождения вновь появляются античные боги и христианские персонажи.
Продолжение следует.
Искренне ваш, @yurashka1312