Алкоголь в кино не потому, что он есть в жизни
Перед чтением статьи рекомендую посмотреть короткий видеоролик:
Один из самых распространенных аргументов звучит так: «алкоголь и табак есть в нашей жизни, поэтому они есть и в кино». Никто и не спорит: все, что присутствует в реальной жизни, так или иначе будет иметь отражение в фильмах и сериалах. Вопрос только в масштабах: можно вскользь упомянуть в одном из многих фильмов, а можно в каждом устраивать алкогольно-табачные парады.
Сейчас ситуация такая:
- 90% фильмов содержат кадры с сигаретами и алкоголем
- в среднем хронометраж демонстрации этих наркотиков от 2 до 5 минут за полуторачасовой фильм
- отдельных эпизодов – 5-10 за полуторачасовой фильм
- часто присутствуют крупные планы, долгое курение в кадре, нередко заливание алкоголя внутрь является единственным смысловым элементом визуального ряда
- положительных высказываний об алкоголе больше, чем отрицательных
- видно, как алкоголь зачем-то притягивают за уши в кадр, старательно интегрируют его в сюжет, как можно больше
- алкоголь никогда не называют «ядом» и «наркотиком», в кино нет персонажей трезвенников
Естественное упоминание и искусственное продвижение
Есть естественное упоминание о товаре, которое получается само собой, а есть специальное продвижение – когда в фильм что-то добавляют с целью популяризации. Например, техника Sony Ericsson может засветиться в кадре – разок и по естественным причинам, но, когда она встречается несколько раз за один фильм, то это уже странно. Так, в ленте «Казино Рояль» минимум 3 раза появилась надпись «Sony Ericsson», что это, как не скрытая реклама??! Причем, такой «засвет» бренда стоит приличных денег, так как работает на положительный образ торговой марки и узнаваемость, как следствие, повышает продажи. Бренд «Sony Ericsson» совершенно точно существует в жизни, но мы же понимаем, что в фильме он появился не по этой причине?
С алкогольно-табачными сценами ситуация аналогичная: при естественном упоминании о них их было бы раз в 10-30 меньше, то есть, максимум 1 фильм из 10. Нет никаких оснований думать, что для популяризации конкретных товаров и брендов скрытую рекламу делают, а для популяризации алкоголя и курения, как таковых, никто пропаганды делать не будет, даже заинтересованные в этом силы.
Советую прочитать материалы по запросу технологии скрытой рекламы, после этого вы вряд ли скажете, что в кино присутствует упоминание брендов только потому, что они есть в жизни. Есть понятие скрытая реклама, за нее платят довольно большие деньги – с нее режиссер может заработать больше, чем с продажи билетов в кино и DVD.
Суть такой рекламы в том, чтобы создать впечатление, что присутствие товара в фильме обусловлено его популярностью и необходимостью в жизни, а не потому, что его специально проталкивают в кадр, для рекламы. Все, как с пропагандой алкоголя! Большинство людей не видят скрытую рекламу, воспринимают ее, как естественное упоминание товара или услуги, и поэтому она столь эффективна. Например, техника Apple встречается очень часто, можно делать целые подборки сериалов и фильмов, в которых снимался этот «яблочный актер».
Можете сравнить две схожие сцены: в одной пропагандируют алкоголь, а в другой нет. Причем, в сцене с его пропагандой он логически уместен меньше, чем в сцене, где его почти нет. А дело в том, что один режиссер ставил целью пропагандировать алкоголь, а другой нет.
Надеюсь, вы осознаете, что скрытая реклама существует, теперь нужно понять, что существует пропаганда. Для этого посмотрим на несколько примеров, например, в фильме 1925 года «Броненосец Потемкин» присутствовала пропаганда идеологии:
По сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. Однако при существовавших тогда возможностях красный флаг в чёрно-белой передаче выглядел бы чёрным. Поэтому в картине снимали белый флаг. На копии, предназначенной для премьеры в Большом Театре, на 108 кадрах, где появляется флаг, он был вручную выкрашен в красный цвет, что произвело большой эффект на зрителей.
Напомню определение понятия «пропаганда»:
Пропаганда – это распространение информации, когда одни факты замалчиваются или преуменьшаются, а другие гипертрофируются и выдумываются.
Пропаганда в вышеупомянутом фильме заключается не только в том, что флаг красный, но еще и в том, о чем фильм. Ведь сюжет фильма — это определенные факты, и нам показали точку зрения на события 1905 года одной стороны, то есть одни факты замолчали, а другие рассказали.
Представьте, что об одном бое после войны снимают фильмы бывшие противники. Например, фильм Германии и СССР о сталинградской битве,- согласитесь, что при одинаковых исторических фактах два фильма будут создавать разные исторические впечатления. Причем, даже необязательно специально подделывать историю или добавлять пропаганду, так как режиссеры всегда накладывают отпечаток своего мировоззрения на фильм, поэтому, если режиссер уже «повелся» на пропаганду, то и его творчество не останется без нее. А вот, если у режиссера была конкретная пропагандистская цель, то тут может быть каждая сцена напичкана пропагандой, как в «Утомленных Солнцем 2», где любая сцена – это либо антисоветская пропаганда, либо подготовка почвы к показу оной.