О мусоре и поэзии (обзор творчества Ры Никоновой)
Я люблю поэзию и читаю много разных авторов, современных, уже мертвых, пишущих стройные стихотворения с академическими посылами и образами в силлабо-тонических метрах, верлибры и даже поэзию битников. Я всеяден и очень люблю получать новый опыт от прочитанного. Сам тоже пишу в различных жанрах, стараясь найти ту идеальную формулу, в которой я буду удовлетворен своими работами.
Нашел я её, когда заинтересовался верлибром, мне было интересно, как он работает и почему это красиво. Я наткнулся на много интересных вещей от таких авторов, как Авро Метс, Уолт Уитман, Чарльз Буковски, Александр Блок. Там было ещё множество авторов, но суть сводилась к тому, что ритм достигался паузами и правильно подобранными словами. Слова же сливались в красивые и мелодичные поэтичные образы. Ну или в поэтичную грязь и намеренное пренебрежение нормами, что уж там, битники было довольно резкими, но точными. И в один из прекрасных дней я наткнулся на отечественную поэтуссу - Ры Никонову.
Давайте просто признаем, что рано или поздно я должен был столкнуться с ней. И единственным утешением могло быть лишь то, что в марте 2014 года она скончалась. Забавно, что я нашел её именно после этого события, в конце марта того де года. Иначе я задал бы ей пару вопросов, например, не стыдно ли ей портить поэзию?
Себя она считала авангардисткой, и кое кто из поэтов её называли одной из лучших поэтесс советского авангардизма. И я прошу вас держать в уме кое что - она печаталась в журналах, газетах, имела несколько литературных сборников и наград. Запомнили? Окей, к этому мы вернемся позже.
Что же такое авангард? Ну, если коротко, то это термин, подразумевающий разрушительное обновление мира с преимуществом разрушения над созиданием. Маяковский был авангардистом. Хлебников. Пастернак. Они были смелыми в своих образах, и делали что-то вопреки установленным нормам, они разрушали старое, но им было что предложить. Давайте просто посмотрим на поэзию Никоновой.
Уважаемые поэты, сейчас вам будет больно. Но это признано поэзией, давайте прочувствуемся каждой строчкой и образом.
Если вы сейчас ищите продолжение или смысл, то я вас понимаю. Я сидел над этим стихотворением очень долго и пытался понять, гениальное оно или просто отвратительное? Оно правда состоит всего из одного слова и союза. Возможно это про гороскопы? Но она родилась в июне, она... эм, 25 июня это кто у нас? Близнецы? Рак? Я не шарю за это. Может я что-то упускаю? Почему мы не учили эти стихотворения в школе? В чем тут конфликт? В чем сюжет? В чем образность? Что это вообще такое?
Знаете, я ничего не имею против того, что авторы разбивают свои стихотворения так. Я и сам так делал и считаю, что работа над формой это интересные эксперименты. Вот только это работает в рамках стихотворения, в котором есть что-то, кроме "пурпурный пурпур". То есть, что это?
Справедливости ради, у Ры Никоновой были интересные моменты, из которых можно было что-то вытянуть, например
Это действительно поэтично и интересно в плане мысли. Но на каждое такое произведение есть десятки вот таких, как "Цикл документальных стихов "Аминь"".
Это дневник? Если бы ей в 1969 году сказали, что через полвека появится твитер, она бы не спешила публиковать это в сборнике. Это может быть глубоко? Ну, примерно, как лужа. То есть, я уверен, в мире есть очень глубокие лужи, но они не становятся от этого озерами. Почему это поэзия?
А вот мой любимый.
Какой был быстротечный и однородный 1970ый год. Это был, наверное, очень неоднозначный и тяжелый период в жизни Ры. Прошу обратить внимание на то, что она пишет каждую строку с маленькой буквы и не использует точки и запятые. Как будто это вырвано из монотонного цикла, бесконечного и совершенно безумного. На каждое раз есть свое два. Все это выливается в огромные эмоциональные переживания госпожи Никоновой. Черт, я даже шутить над этим не могу нормально, это же просто глупо и бессмысленно.
А в 1971, видимо, Ыы Никонова оказалась впервые в деревне и поделилась своими впечатлениями.
Осталось только рассказать об остальных штуках, которые она впервые увидела. Я уверен, где-то есть стихотворения про корову, свинью, сеновал и прочие веселые вещи.
Подобных стихотворений крайне много. Кое что было не опубликовано, и все же, Ры Никонова издавалась в журналах, были и самиздаты. И даже в сборник русской поэзии, переведенной на английский язык она попала - "Ночь в Набоков-отеле".
А теперь о наградах.
- Лауреат Премии Андрея Белого (совместно с С. Сигеем) за 1998 год в номинации «За особые заслуги». (про её мужа поговорим как-нибудь отдельно).
- Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка
Кроме того, можно поискать и хвалебные отзывы на её творчество. И вот теперь извлеките из памяти то, что она имела некий успех в литературных кругах и ответьте мне, за что? Стихотворение, состоящее только лишь из одного слова "комбайн" не может быть признано хорошим адекватным человеком, как бы красиво она не пыталась его написать. Возможно ей сказали, что талантливый человек немногословен. Но талант, это когда вы берете некую мысль и сворачиваете её до фразы с минимальным количеством воды и лишних деталей, после которой у людей мурашки по коже бегут. Суть поэзии пробуждать у людей эмоции, но смотря на "мух нет", состоящее из двух слов "м у х н е т" я не чувствую ничего, кроме смешка.
Не такую поэзию я хочу видеть и тратить свое время.