"Бразилья" Йена Макдональда: мультикультура и дикие обезьяны
Привет, друзья)
Йен Макдональд - очень интересный мужик. Это ирландский писатель, творчество которого тяготеет к киберпанку с ярко выраженными этническими мотивами. Пожалуй, самый его знаменитый (и засыпанный премиями) роман - "Дом дервиша", опубликованный в 2010 году. Основные же творческие концепции писатель выразил в циклах произведений "Индия" и "Марс".
Сегодня речь пойдёт о романе "Бразилья" - одной из самых ярких переводных новинок прошлого года. Роман номинировался на "Хьюго", "Локус" и "Небьюлу", но дальше этого дело не пошло. То ли сказалась манера повествования Макдональда, то ли ещё что...
Сюжет разбит на три линии, протянувшиеся в разные времена. В 2032 году некто Эдсон связывается с квантовыми хакерами и становится обладателем секрета, способного перевернуть все наши представления об историческом процессе. В 2006 году мы знакомимся с телевизионщицей Марселиной, которая приобщается к древнему заговору и подвергается невиданной опасности. А в 1732 году Луис Квинн отплывает в Бразилию, чтобы разобраться с нехорошим еретиком... Казалось бы, линии ничего общего не имеют, но вскоре вам открывается масштаб, реальность стремительно убегает из-под ног...
Пожалуй, игры с действительностью, связь времён и внешняя несхожесть героев могут напомнить другое значимое произведение заокеанской фантастики - "Облачный атлас" Дэвида Митчелла. Макдональд столь же мастерски миксует смыслы, эпохи и культуры, столь же размашисто поднимается до вершин катарсиса и философского осмысления вселенной. Примечательно и выбранное автором антуражное полотно - мультикультурный латиноамериканский быт, обильно перемешанный с новыми технологиями и тоталитарными вкраплениями...
Бросить в котёл разные жизненные позиции, уклады, языки и обычаи, всё это перемешать и сытно приготовить - такое не каждому под силу. Чувствуется огромная фактологическая работа, проделанная автором. Джунгли, промышленные свалки, квантовые компьютеры, альтернативные миры - вся эта прелесть мирно уживается на страницах одного произведения. Прямо как у Мьевиля, сконструировавшего Нью-Кробюзон из безумных фантасмагорий и новой стимпанковской мифологии... Мультивселенная, нарисованная Макдональдом, ещё сложнее. Поначалу вам придётся прорубаться через текст, орудуя лингвистическим мачете. Не волнуйтесь. Употребив немного мамахуаны, вы сможете отыскать свой путь в лабиринте миров.
Оценка: 10/10