Чайна Мьевиль и его "Рельсы" - образцовый стимпанк новой волны?
Всем привет!
Знакомство с Чайна Мьевилем для меня началось с его программного, как мне кажется, произведения - "Вокзала потерянных снов". Об этом романе я напишу отдельно, поскольку он полностью перевернул в моей голове все литературные напластования. Чего не скажешь о других текстах, входящих в цикл "Нью-Кробюзон". Но сегодня я поведу речь о романе "Рельсы", слегка выламывающемся из общего потока произведений Мьевиля.
Автор выпустил роман в 2012 году, а в 2015-м стараниями издательства "Э" книга была издана на русском языке в серии "Современная зарубежная фантастика. Только бестселлеры". Собственно, это издание и стоит на моей полке.
Безусловно, перед нами стимпанк новой генерации. Повествование разворачивается не в альтернативном викторианском прошлом, а в отдалённом будущем, на обломках вырождающейся человеческой цивилизации. Что уже нетипично для паровой экспериментальной прозы.
Что говорят о книге
Начну с авторитетного мнения журнала "Мир фантастики". Рецензент сравнивает "Рельсы" с небезызвестным "Моби Диком" и подзабытым "Многоруким богом далайной" Святослава Логинова. Жанр формально определяется, как "подростковая авантюрная фантастика". Что ж, им виднее. Далее читаем:
Редкий для современной фантастики случай: «Рельсы» ловко балансируют на грани между подростковой Young Adult и взрослой Speculative Fiction. Приключения не мешают обобщениям — и наоборот.
Средняя оценка романа на Фантлабе на момент написания поста - 7.83. Пользователь anna_mulan пишет:
Прежде всего хочется отметить хорошо продуманный фантастический мир, всё в нём гармонично и всё на своём месте. Интересны аналогии: поезда-корбали, кроты-киты, рельсы-море и т.д. Во время чтения воображариум работает на полную катушку.
Вот ещё:
Это было неимоверно круто, господа! Именно так. До меня, конечно, доходили слухи, что у Мьевиля с воображением и навыками талантливого демиурга – полный порядок. Но убедиться в этом собственными глазами – дорогого стоит (livelib.ru).
Сюжет
Добро пожаловать в Рельсоморье. Мир, в котором города выстроены на скалистых возвышенностях и связаны между собой бескрайними рельсовыми хитросплетениями. Ходить по земле не рекомендуется, иначе вас мигом слопает кротурод или ещё какая-нибудь почвенная живность. Поэтому между городами-государствами курсируют разнообразные поезда - торговые, военные и кротобойные.
Шэмус ап Суурап - простой юнга на кротобое "Мидас". Во время очередного рейда в дикие пустоши экипаж "Мидаса" натыкается на мёртвый поезд, в котором обнаруживается загадочный артефакт. Это карта, указывающая путь к территориям, у границ которых заканчиваются рельсы.
У капитана Напхи свои счёты с Рельсоморьем. Отважная женщина охотится на белого кита зверя-альбиноса, некогда покалечившего её. Ради своей цели Напхи готова пожертвовать поездом, командой и даже собственной жизнью. Аллюзия на Мелвилла слишком очевидна, чтобы заострять на ней внимание.
Карту, попавшую в руки к Шэмусу, разыскивают нехорошие люди. В игру включаются пираты, военный флот могущественной страны и даже механические ангелы, охраняющие заповедные земли. Так что Шэмусу будет несладко в его странствиях.
Моё мнение
Поначалу книга читается тяжело. Мьевиль заменил все буквы "и" в тексте на символ "&", изрядно усложнив восприятие своей прозы. Сюжет скачет подобно сумасшедшему мустангу, сорвавшемуся с привязи, но к этому почитатели Мьевиля давно привыкли. Осилив первые 50 страниц, я понял, что передо мной добротная вещь. Дочитав роман, я изменил своё мнение повторно. Это шедевр.
Автор конструирует масштабный мир с эпичной историей и собственной непостижимой логикой. Всё, что здесь происходит, имеет смысл, но до этого смысла нужно докопаться. А вы думаете, легко жить на планете, веками использовавшейся инопланетянами в качестве свалки?
Постепенно приходит осознание, что моря высохли, а рельсы проложены по их дну. Небо также таит в себе опасность - там обитают чудовищные твари, сбежавшие из трюмов чужих кораблей. В общем, люди научились выживать на крохотных пятачках скалистой суши и не заглядывать в завтрашний/вчерашний день.
Хорош ли этот мир? Он своеобразен, сложен, уродлив и прекрасен одновременно. Как и другие фантазмы, сконструированные Мьевилем. Аппетитным бонусом служит крепко сбитый сюжет, приправленный постмодернистскими изысками. Рекомендую к прочтению всем ценителям качественного стимпанка.
Оценка: 10/10.
Добра вам и побольше голосов)