Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

Быт крестьян Северного Урала в XIX–XX веках. Заключительная часть

Автор @kraeved

Предыдущая часть


У каждой семьи была баня. Белье стирали в большом деревянном корыте со щелоком — это бралась зола, ее заливали кипятком и отстаивали, затем сливали и стирали, как с мылом, но полоскали белье всегда на реке в проточной воде — хоть зимой, хоть летом.
Одевались деревенские жители просто. Летом детишки почти всегда бегали босиком, иногда надевали сандалии или резиновые сапоги. Зимой поверх валенок одевали сатиновые шаровары, чтобы снег не попал. Колготок не было, носили чулки, а носки шерстяные вязали бабушки или мамы.

Ирбитский музей народного быта


Платья все шили сами. И почти все носили фуфайки. У взрослых были в моде жакетки плюшевые. Женщины и бабушки на ногах носили обудки. Волосы у всех были длинные, расчесывали гребенками и заплетали косы. Были еще красивые ажурные косынки файшонки, а так носили платки и шали-катанки.

Старшее поколение, не занятое на сезонных работах, любило ходить в лес за ягодами и грибами. Ягоды брали в наберку из бересты, а затем высыпали в пайву. Леса в округе были богатые. На зиму заготовляли бочками грибы соленые, огурцы, капусту, моченую бруснику. В больших деревянных корытах хранили клюкву. Черемуху сушили, мололи на муку. Варили напиток сусло, квас и повалиху. Стряпали курники. Еда была вкусной.

Женщины драли лыко, вымачивали, делали мочало, ткали рогожи, были у многих ткацкие станки. На огороде выращивали картошку, капусту, турнепс, калегу, морковь, свеклу, огурцы, помидоры, арбузы и клубнику.

Теплиц не было, выращивали на навозных парниках и грядках. Держали домашний скот: овец, кур, поросят. Жили небогато, но хорошо, по-совести. Работали от зари до зари. Слушались и уважали старших. Учителя в деревнях считались почти что святыми.

Подростки летом работали, выполняли посильную работу: топтали на лошадях силосные ямы, возили копны, гребли сено, кантарили зерно (набирали в мешки). Взрослые ехали на телегах, а молодежь верхом на лошадях. Через реку Туру переправлялись на пароме.

В обед варили в котле суп для всех и заваривали из трав чай. В каждой деревне была пасека. Когда качали мед, то всей деревней ходили есть свежий мед. Был магазин, там продавали товары первой необходимости. Промтовары привозили редко, может, раз в квартал, поэтому женщины сами шили одежду.

Был клуб. Привозили кинофильмы, почти все население деревни приходило, усаживалось поудобнее, и смотрели фильмы. К праздникам своими силами ставили концерты. Была передвижная библиотека.


В колхозах работали за трудодни. Вместо денег выдавали облигации. Детишки ими играли, оклеивали свои домики. Сохранялось облигаций совсем немного, некоторые из них со временем поменяли на деньги.

Игрушки были самодельные. Кукол шили из тряпок. Волосы приделывали из кудели (куделю выделывали из льна). Рисовали глазки, носик, ротик, приделывали ручки, иногда и ножки, и шили им наряды. Из досок делали коляски, да и с горки катались на санках с деревянными полозьями и на лотках (лоток был сделан из доски, носок закруглялся). Ручка высокая, чтобы можно было и сидя и стоя ехать. Поливали его на несколько раз водой, а потом обледеневший он очень хорошо ехал. Из дерева много разных игрушек делали.

В деревне считалось за гордость служить в армии. Провожали в армию всей деревней. Старшие давали напутствие новобранцам, а на ворота того дома, откуда уходил молодой человек в армию, прикрепляли атласные ленты и на втором километре на березу тоже весили ленты.

На Вербное воскресение все из лесу приносили вербочки. А в Пасху стряпали куличи, красили луковым пером яйца и обязательно на берегу реки стреляли в 12 часов ночи. В Троицу у каждого дома на воротах крепили березки. В Благовещение волосы девочкам не заплетали. Бабушки говорили, что в Благовещение птица гнезда не вьет, девица косы не плетет. Бабушки обычно были верующие. Они часто молилась и благодарили Господа Бога за прожитый день, любимое начало любоцй воспитательной беседы: «А в Писании сказано…» Даже когда все жили в деревне и никто не уезжал, старики говорили: «Тут, где мы живем, через много лет никто жить не будет, а только будут быки пастись». Так оно и вышло.

Со временем колхозы стали совхозами. Совхозы стали укрупняться. Создавались центральные усадьбы. Люди стали разъезжаться. Деревни рушились. Последним жителем в деревне был Болотов Сергей Михайлович. Из фондов Государственного архива Свердловской области известно, что по решению Облисполкома от 30.12.1976 за № 1099 деревня Чушина Отрадновского сельсовета в числе других 22 населенных пунктов Верхотурского района была исключена из учетных данных, как населенный пункт, прекративший существование

Брошенная деревня Пия. Верхотурский район


Продолжение следует

Библиография Здесь

Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ, музея деревенского быта с. Коптелово и с лицензией ССО


Платформа EtherZero: обзор, развитие, прогноз

0
659.833 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые