Катха – упанишада. Иллюзия смерти. ДХАРМА
Продолжение комментария на строфы Катха-упанишады.
Итак, Начикета отправился в чертог Ямы – Бога смерти. Что ждало его по ту сторону жизни? Всепроникающая и пожирающая смерть наводит ужас на умы людей. Она повсюду и везде: дома, на остановке и в автомобиле, в самолёте и на работе. Вот стоит она за дверью и дыхание её холодно!
Путь к смерти не труден: один человек поднялся с дивана и отправился подложить в печку дров. Крутая лестница в подвал привела его в чертог Бога смерти, оборвался тромб, но ничего не предвещало трагедии. За окном светило то же солнышко, птички так же ласково пели свои нежные песенки, жизнь продолжилась, просто уже без него... Явно этот человек не собирался к Яме, но Яма сам пришёл, ибо смерть не ждёт приглашений, врываясь без стука.
В Катха-упанишаде не смерть пришла, а маленький мальчик отправился к ней, чтобы получить ответы на мучающие его вопросы. Текст упанишады поворачивает сознание от «бытия» к «небытию», она меняет ум и заставляет размышлять о важном: «Что истина в этом мире?». Деньги, власть, наслаждение? Позже Начикета скажет смерти: «Забери всё наслаждение себе, как я могу наслаждаться материальным богатством, когда рядом есть ты? О, смерть!»
Постучавшись к смерти, Начикета не обнаружил её в своей обители. Три дня и три ночи Начикета проведёт в чертоге Ямы без еды и без пищи.
9. О брахман, поскольку ты прожил в моем доме три дня без еды, ты, гость и достойный почтения человек, позволь мне приветствовать тебя, и пусть добро придёт ко мне благодаря предотвращению вины, происходящей от этой ошибки. Проси трёх благословений – по одному за каждую ночь.
Но вот что удивительно: человек не ждёт смерти, думает, что будет жить вечно, а смерть обламывает все планы нежданно-негаданно. Однако если пойти навстречу роковой смерти, оказывается, что её нет дома.
Человеческий ум всегда пугает неопределённость. Живое существо бежит-бежит, а неопределённость догоняет, затягивая ум в свою трясину. Тут мне вспомнилась давно забытая история, поведанная приятелем:
– Я бежал со своими товарищами в армейские годы, - рассказывал он. – Темнота обволакивала местность, не было ни единого просвета, ни одного лучика солнца – только сырость и дождь. Впереди, как в тумане, появилась огромная стена, она казалась необъятной и непроходимой. Мы хотели остановится, страх обвивал наши умы.
– Там автоматы! – кто-то крикнул издалека, а командир приказал бежать. Преодолевая страхи, мы достигли этой наводящей ужас стены. Туман рассеялся, лучики солнца выглянули из-за хмурых туч, а с ними мы увидели небольшой разрушенный домик – это и была наша непроходимая стена – да дерево, ветки которого напоминали стволы автоматов.
Также и от смерти мы бежим, а если подойти, то она окажется небольшой свёрнутой веревкой, напоминающей ядовитую змею в ночи, или разрушенным домиком, внушающим страх и ужас.
Смерть – это великая иллюзия живого существа. Начикета постиг эту истину. Он пришёл в дом смерти, подобно огню. Чтобы дом не сгорел, «О Смерть, принеси ему воды».
Вдумайтесь в это выражение: «Гость-брахман приходит в дома подобно огню... О Смерть, принеси ему воды.» И подумайте о том, что обычно смерть никому ничего не подносит, что же было такого необычного в Начикете? Что может сжечь дом Бога смерти?
Продолжение следует...
Карл Густав Юнг о смерти говорил следующее:
Если вы хотите прочитать комментарий с самого начала, по ссылкам вы можете найти его предыдущие главы:
- Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
- Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
Автор материала: @ovtretya. Редактор: @kayros.
С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»! 13.11.2017