Соляная шахта «Величка» в Польше. Часть 2.
Я спустился глубоко под землю, чтобы увидеть чудеса соляной шахты, которую начал описывать в прошлом посте.
Камера Яновице. Сцена изображает добычу первой каменной соли в Величке. Справка из легенды: собираясь выйти замуж за князя польского, венгерская принцесса Кинга очень хотела принести стране, которой собиралась править, помимо приданого что-то действительно очень важное и ценное. И тогда принцесса перед отъездом из отчего дома в Венгрии (а Венгрия, в отличие от Польши до того времени, была богата весьма ценной солью) кинула своё колечко в соляной колодец.
И колечко вместе с солью чудесным образом перенеслось в Польшу — когда стали копать в указанном теперь уже княгиней Кингой месте, то первое, что нашли — её кольцо в кристалле каменной соли. В этой скульптурной композиции шахтер протягивает княгине первый найденный соляной кристалл вместе с её кольцом, а караул несут польские и венгерские рыцари.
В другом варианте легенды, правда, говорится, что своё кольцо принцесса Кинга выкинула, так как король ей был не мил, и замуж она за него не хотела.
В камере Яновице очень красивые соляные сталактиты, которые тащат туристы на сувениры.
Табличка, на которой шахтёры ставили пометки о количестве поднятых бочек с солью.
Камера Николая Коперника. Сама камера появилась в 1875 году, а скульптура — памятник Николаю Копернику была создана Владиславом Хапеком спустя почти столетие, в честь 500-летней годовщины выдающегося астронома. Слева виден "кашт" или "костёр" — это такое укрепление для шахты, сложенная из толстых деревянных брёвен поленница, которая поддерживает свод камеры, где уже не ведутся работы, т.к. он может проседать под сильным давлением сверху.
В восемнадцатом веке шахту Величка туристическая составляющая посещающих шахту увеличилась до нескольких десятков человек в месяц. Было увеличено количество красивых интерьеров и камер, доступных для посетителей, а также разрешён проход на более глубокие второй и третий уровни шахты.
Весь туристический путь был освещён, уставлен различными скульптурами, памятниками и обелисками, различными композициями.Величка стала так популярна, что учебники упоминали город Краков уже после описания шахт, а ведь вообще-то он был древней столицей Польши и одним из крупнейших её городов.
Камера Казимира Великого появилась в первой половине семнадцатого века, а название своё получила в 1968 году. Именно этот король в 1368 году издал устав, регулирующий деятельность копей, в том числе и добычу соли, и торговлю. В камере находится соляной бюст короля. Смотрю я на него, и что-то мне вспоминаются копи Мории.
В одной из камер туристы могут увидеть, как в те времена избавлялись от скапливавшегося в шахте взрывоопасного газа - метана. Наиболее опытные шахтёры-горняки, одетые в мокрую одежду, используя факелы, должны были выжигать метан, скопившийся у потолка. Надо ли говорить, что это было весьма опасным занятием? Этих выжигателей называли «кающимися грешниками».
Когда посетители заходят в эту камеру, свет гаснет, раздаются взрывы и на фоне всполохов света от них становятся видны фигуры горняков-выжигателей.
В семнадцатом веке в шахтах случился самый сильный пожар, длившийся около восьми месяцев — подземные пожары очень сложно погасить. Все горняки, которых пожар застал внутри шахты, погибли. А дефицит соли очень быстро стал ощутим во всех близлежащих странах.
Соль растет здесь буквально на стенах и я, пока никто не видел, лизнул её.... И правда солёная!
Одно время, в начале прошлого столетия, было ограничение по одновременному посещению туристами шахты — не более 100 человек за раз. Но зато для посетителей даже играл горный оркестр!
Сейчас пускают большее количество людей, и оркестр не играет, но зато нас повсеместно встречают фигуры горняков в различных костюмах, занятых своим нелёгким делом.
Деревянные бочки с солью таскали по рельсам люди, а вот такие соляные цилиндры поднимали наверх с помощью лошадей. На стенах видны следы кирок.
Частично шахтеры были вольнонаёмными рабочими, их рабочий день составлял по семнадцати часов. Оплачивалась их тяжёлая работа не слишком щедро, но зато каждый работник после смены мог вынести с собой пригоршню соли, и это было весьма ценным дополнением к заработной плате.
Чем больше у тебя ладонь, тем больше шанс, что вокруг тебя будут виться молоденькие девушки, ведь ты сможешь вынести больше, а следовательно и заработать.
Конный привод для подъёмников. Работал благодаря усилиям четырёх лошадей, запряженных эти тягловые рычаги. Лошадей спускали вниз один раз и навсегда — для них это была дорога в один конец. Со временем лошадей освободила паровая машина, а после второй мировой войны ей на смену пришли новые электрические подъёмники.
Туристам слизывать больше пуда соли за посещение строго запрещено, за этим тщательно следят.
Замечательный аттракцион. Можно самостоятельно попробовать поднять бочку с солью.
А за тобой будет наблюдать один из подземных гномов.
Идём ещё ниже по современной, комфортабельной лестнице. Справа видна лестница, вырубленная в породе, которую использовали давным- давно.
Многочисленные желоба, которые устанавливали для сбора поверхностных вод, которые выщелачивали соль.
"Водичи" — шахтёры, выносившие солевой раствор на себе в деревянных сосудах.
Если внимательно смотреть и не слишком шуметь, то можно заметить гномов, куда-то бегущих по своим гномьим делам.
В девятнадцатом веке в шахтах начали практиковать лечение солевыми ваннами. Первопроходцем стал доктор Феликс Бочковский, который лечил множество болезней в своих купальнях, созданных в 1839 году. Позже доктор Мечислав Скулимовский, начавший лечить с помощи соли бронхиальную астму, бронхиты и аллергический насморк, основал здесь санаторий, действующий и поныне.
"Носич" — шахтёр, выносящий наверх из шахты соль в мешке на спине.
Когда я учился в университете, то подрабатывал летом на городском рынке, грузчиком. Мешок с солью весом двадцать пять килограмм — то ещё испытание. И проблема не в весе, а в том, что соль начинает пропитывать одежду и через некоторое время плечи прямо горят.
Во время второй мировой войны, когда Польша была оккупирована фашистами, прорабатывалась идея строительства подземного города, где бы можно было разместить производство оружия и военной техники. Но не сложилось.
Тяжёлая это работа, крутить каждый день ворот.
Иностранный инженер, который проектирует новые тоннели. Забавно встречать на пути подобные сценки.
В середине девятнадцатого века бала серьёзная опасность затопления шахт подземными вода, и в благодарность за избавление от этого бедствия была выстроена Часовня святого Креста. Хотя сама камера появилась именно тогда, с трудом распознаваемые фигуры святых у алтаря приблизительно на двести лет старше — они были перенесены сюда из другой часовни.
Статуи были важны для шахтёров, и очень часто, когда рабочие перемещались в другую камеру, переезжали вместе с ними на новое место. Эти деревянные фигуры были созданы в семнадцатом веке!
Работать шахтёрами лучше было невысоким людям — вот они, идеальные шахтёры! Для детских экскурсий по шахтам создан особый сказочный маршрут, на котором их сопровождают такие вот маленькие добрые гномики.
А мы спускаемся ещё ниже... Продолжение следует...