Главные ворота Зимнего дворца
Здание Зимнего дворца в Санкт-Петербурге было построено в 1754-1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Растрелли. Но этих ажурных. металлических ворот тогда не было, да и вообще не было никаких ворот.
Лишь во время царствования Екатерины Великой, которая пришла к власти с помощью дворцового переворота и понимала всю хрупкость этой власти, было принято решение установить ворота. Множество входов во дворец очень беспокоило императрицу, и она поспешила позаботится о безопасности.
В 1771 году были созданы первые деревянные ворота по проекту архитектора Фельтена, помощника знаменитого Бартоломео Растрелли, автора Зимнего и многих других дворцов Санкт-Петербурга и его пригородов. Ворота соорудили за десять дней. Створки с простым рисунком покрасили в белый цвет. Ворота были массивными и хорошо выполняли свою функцию защиты от нежелательных людей, да и охрана дежурила у ворот постоянно. Эти ворота прослужили до конца XVIII века, пока не стали гнить, что неудивительно, зная питерскую погоду.
фото 1
При Павле I ворота заменили на новые. Новые ворота тоже были деревянными, и такими же по форме. Но раскрасили их в «фирменные павловские цвета», в чёрно-белые полосы ёлочкой с тонкой разделительной красной линией. Так красили все ворота, шлагбаумы и будки сторожей Российской империи, в угоду императору.
В 1837 году в Зимнем случился пожар. Помимо дворца пострадали ворота, они полностью выгорели. Но сын Павла I не стал мудрить и восстановил утраченное, сохранив ту же полосатую окраску.
В середине XIX века архитектор Штакеншнейдер предложил проект новых, уже металлических ворот. Но в стране в то время проводились реформы и экономили буквально на всем. Проект похоронили.
фото2
В 1865 году придворный архитектор Горностаев представил новый проект ажурных металлических ворот с двуглавыми орлами и коронами в стиле Растрелли. Но до императора проект не добрался, вмешался конкурент. Вдруг появился шустрый поставщик мебели Императорского дворца Мельцер. И случился плагиат или копипаста, как модно в наше время говорить. Этот Мельцер сделал деревянный макет ворот в натуральную величину, как две капли воды похожий на проект Горностаева. К тому же, Мельцер был вхож к императору Александру III, чем и воспользовался, представив тому свой эффектный макет ворот.
Макет был принят с восторгом, и работа закипела. В 1886 году на одном из петербургских заводов промышленника Франца Сан-Галли были изготовлены настоящие металлические ворота за 4368 казённых рублей.
На каждой половине больших двухстворчатых ворот под императорской короной Мельцер поместил вензеля императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Оба вензеля были отлиты из меди и позолочены. По верху створок поместили двуглавых орлов с распростертыми крыльями и державным яблоком в когтях. На груди орлов – щиты с образом Святого Георгия и цепями Андреевского ордена вокруг щитов. Детали ворот, изготовленные из черного металла, были отделаны в технике "графитом на отлип".
В таком виде ворота простояли вплоть до 1917 года. Временное правительство приказало снять с ворот все царские символы и уничтожить, а ворота замуровать. Поэтому знаменитого штурма ворот Зимнего, после выстрела крейсера Авроры, как в фильме Эйзенштейна, не было. Солдаты и матросы ворвались во дворец через другие, Комендантские ворота, которые почему-то оказались не запертыми.
фото3
Весь советский период ворота были закрыты, а вход в Эрмитаж был со стороны Невы. Только после реставрации в 2003 году, когда все царские символы были восстановлены, ворота открыли для посетителей. В настоящее время все желающие могут войти в Зимний дворец через Парадные ворота со стороны Дворцовой площади.