Кто такой скульптор? «Мастерская М.К.Аникушина» в Санкт-Петербурге
Скульптор - человек, который любит и умеет создавать объемные изображения людей и всего, что видит вокруг. Такое изображение называется скульптурой. Даже с закрытыми глазами, наощупь, мы можем воссоздать в воображении то, что изобразил скульптор.
Мастерские многих скульпторов открывают двери для всех желающих. Редкая возможность увидеть все, что происходит в творческой мастерской. Вот, например, мастерская знаменитого скульптора Аникушина (1917, Москва-1997, СПб.).
Дом был построен в 1968-1969 гг. по проекту архитектора Филиппа Гепнера. Это пример "рациональной архитектуры". Главной задачей при проектировании здания было создание мастерской для крупноформатных моделей памятников. Проект создавался с учетом профессиональных пожеланий скульптора.
Двухэтажный, увитый плющем фасад из красного кирпича - нижняя часть здания. По косой линии от него поднимаются вверх боковые стены. Задняя высокая одноэтажная часть с огромным окном - мастерская. Здание окружает сад.
Огромные окна, падающий свет из которых дает возможность скульптору представлять, как будет смотреться его монумент на улице.
Множество приспособлений, как например, конструкция, на которой из многих деталей постепенно собирается мнготонный монумент. Конструкция подвижная. Мастер может рассматривать все детали скульптуры, поворачивая платформу. А потом выдвинуть конструкцию вперед, по рельсам, к огромному окну и взобравшись по лесенке на железный балкон, посмотреть на свое творение сверху.
Рядом – огромная яма для глины - кювет. Тут тоже целая история о том, как с этой глиной работать. Все не просто, все требует знаний. Для большой скульптуры нужно много глины, несколько сот килограммов, поэтому в мастерской всегда был большой запас.
Есть небольшие помещения для инструментов и заготовок. Какое количество
Инструментов использует скульптор можно увидеть на стендах.
Вот огромные «большие ворота» в восточной и западной сторонах здания, через которые ввозили материалы и вывозили отформованную скульптуру. Благодаря таким размерам и сквозному проезду грузовой транспорт свободно въезжал и выезжал из помещения мастерской, все погрузо-разгрузочные работы проводились внутри.
Здесь были созданы сотни произведений разных масштабов и жанров - памятник В. И. Ленину на Московском пр., монумент "Героическим защитникам Ленинграда", памятник А. П. Чехову в Москве и др.
Малая (творческая) мастерская Аникушина
Это его сокровенное, личное место, а также рабочее место. Сюда допускались только друзья. Здесь витали замыслы, которые воплощались в материале. Именно здесь создавалось множество эскизов и вариантов будущей скульптуры.
Это кабинет, библиотека и даже музей, в котором хранились слепки со знаменитых эрмитажных скульптур. Здесь все вперемешку – эскизы, модели, вырезки из газет, семейные фотографии. Здесь все настоящее, окружавшее мастера долгие годы работы в мастерской.
Аникушин и Чехов
Почти тридцать лет скульптор работал над глиняной моделью памятника Чехову, установленному позже в Москве. На стендах представлены этапы работы над самой знаменитой скульптурой Аникушина. Работая над этим памятником, мастер буквально жил жизнью Чехова. Изучил его характер, произведения.
«Мастерская Аникушина была заставлена фигурками Чехова, он сделал чуть ли не две сотни вариантов и все не мог остановиться. Это была требовательность к себе большого мастера. Среди вариантов, на мой непросвещенный взгляд, были шедевры, а Миша все искал и искал нечто соразмерное его любви к Чехову» Даниил Грани
В этом году в мастерской Аникушина проходит фестиваль «Лаборатория скульптуры». Здесь можно наблюдать как гора металла превращается в изящное произведение. Здесь можно узнать, что быстрее застывает глина или гипс. Раскрыть тайну - на кого больше похожи портреты - на модель или на самого скульптора. Можно не только услышать из чего и каким образом создается скульптура, но и увидеть собственными глазами вес процесс, участвуя в мастер-классе.
С июля по сентябрь (вы еще успеете) в самой мастерской и на прилегающей территории оборудованы рабочие зоны, где скульпторы создают новые произведения, от эскизов до воплощения в материале. Здесь проводятся творческие эксперименты, в которых может участвовать каждый посетитель, задавать вопросы и даже помочь мастеру в работе.
Скульптурная мастерская М. К. Аникушина была пожизненно предоставлена в распоряжение скульптора. После смерти Аникушина в 1997 г. вдова скульптора Мария Тимофеевна Литовченко в письме губернатору попросила передать мастерскую семье Аникушиных. Было принято решение оставить мастерскую в собственности города и разрешить скульптору М. Т. Литовченко пользоваться ею.