История питания. Сказки. Пищевые запреты
Прошлый свой пост я закончила таблицей пищевых запретов в различных религиях мира. Есть подобные запреты и в русских народных сказках. Запрет на потребление в пищу каких-либо продуктов – всего лишь часть гораздо более объемной системы сказочных запретов. В сказках запреты накладываются на:
· сон;
· смех;
· уход из дома;
· речь;
· показывание лица;
· зевание;
· хвастовство;
· прикасание к земле и т.д.
Немаловажно в сказках и обратное действие на запрет – его нарушение. Часто коллизии сказочной драматургии представляют собой цепочку: «запрет – нарушение запрета – расплата, наказание – борьба, испытания героя – победа, спасение». Гораздо реже можно встретить другой вариант: «запрет – нарушение запрета – положительные последствия нарушения запрета или его поощрение».
"Гуси-лебеди". Пример нарушения запрета на уход из дома
Как считал известный ученый-фольклорист В.Я. Пропп, волшебные сказки воскрешают древние обряды инициации – ритуалы перехода из одного статуса в другой, сопровождающиеся испытаниями инициируемого и, как следствие, его преображением. В любом ритуале инициации, даже таких современных ее формах как, например, свадьба или экзамен, присутствует элемент либо поедания специальной, обрядовой пищи, либо отказ (читай, запрет) от еды.
Рассмотрим (не совсем серьезно) самые известные примеры табуирования пищи в русских народных сказках для маленьких.
1. Самые распространенные пищевые запреты – на мясо. Подобный вариант мы встречаем в жутковатой сказке «Крошечка-Хаврочешка». Единственный верный друг Хаврошечки – рябая корова – запретила сиротке есть ее мясо, посоветовав взамен посадить оставшиеся от нее косточки в саду и поливать их. Хаврочешка выполнила наказ коровы, и на коровьих остатках выросла чудесная яблоня с наливными яблочками. Кстати, яблоко – тоже не самый простой фрукт, играющий в мифологиях далеко не последнюю роль. Пролетели годы… Крошечка выросла. Наверное. Способность Хаврочешки «ладить» с яблоней обернулась впоследствии счастливым замужеством. Так следование запрету на мясо было вознаграждено благополучием и счастьем дальнейшей жизни.
2. «Маша и медведь». В этой сказке досталось простоватому медведю. Правда, до этого он эксплуатировал бедную девчушку, заставляя ее хозяйничать по дому и варить ему кашу. Но хитрая и, надо отдать ей должное, мастеровитая Маша нашла способ убежать от медведя, использовав для этого короб с пирожками. Строгий запрет Маши на поедание пирожков в дороге оставил медведя голодным, но привел в итоге к счастливому спасению догадливой девочки. Однако медведя жалко – запрет не нарушал, а пострадал сильно.
3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Эту сказку можно рассматривать как вариант сказок о живой и мертвой воде, а также метафорическое иносказание об опасности утоления жажды (не только физической, но и духовной) не из чистого источника, а суррогата. Превращение Иванушки в козленочка – закономерное наказание за нарушение запрета, но у сказки неожиданно счастливый конец. Аленушка выходит замуж за красивого, доброго и богатого молодца, а козленок Иванушка спасает ее затем от козней злой ведьмы. И да, превращается в финале в мальчика.
Вот такие три модели следования пищевым запретам. Как говорится, три модели – три детства))
Предыдущие выпуски:
История питания. Разминка. Сказки
История питания. Пищевые стратегии
Благодарю за внимание! И приятного аппетита))