Академия. Курс "Seeing Through Photographs". Часть 2
Мое увлечение фотографией привело меня к изучению курса "Seeing Through Photographs". Этот курс, ориентированный на общую аудиторию, интересующуюся фотографией, призван помочь в создании навыков критического анализа фотографий. При этом не требуется предварительное знание студийной фотографии или истории фотографии. Следует понимать, что этот курс не касается технических навыков создания или редактирования фотографий.
О курсе
Используя работы из коллекции Музея современного искусства в качестве отправной точки, этот курс поможет мне научиться критически смотреть на фотографии, внедряя разнообразные идеи, подходы и технологии, которые информируют их о создании. Я услышу от художников и кураторов, которые предлагают различные перспективы относительно того, что такое фотография, и способы, которыми фотография использовалась на протяжении всей истории и на сегодняшний день: как инструмент для науки и исследования; как средство документирования людей, мест и событий; рассказывать истории и записывать истории; и как способ общения и критики в нашей все более и более визуальной культуре.
Часть 2
Луна – один из самых старых и увлекательных сюжетов в фотографии. Художники, ученые, коммерческие фотографы и любители уже больше сотни лет активно ее фотографируют.
Сегодня даже те части Луны, которые не могут быть увиденными с Земли, были сфотографированы. Многочисленные фотографии Луны - от крупного плана, с различимыми кратерами, до далекой и светящейся в огромном ночном небе точки - не только помогли науке, но и позволили обычным людям увидеть, как же она выглядит вблизи.
Когда смотришь на не совсем понятную картину, мой мозг дорисовывает её, добавляет деталей. Пытаясь понять ее, вызывает в памяти различные образы. Когда же я знаю, что это, я волен представлять всё, что угодно.
В музее современного искусства проводилась выставка Стиглица. Вик Мунис заметил, что ищет картинку в картинке. Это как рассматривать облака и размышлять на что они похожи. Его внимание привлёк мраморный пол. Занятый мыслями про облака, он увидел все эти облака на полу и стал их фотографировать. Купив в магазине подарков бумагу для рисования и ножницы, он вырезал маленький кружочек в виде луны и разместил его на полу. Он отснял целых четыре катушки пленки. Ему так хотелось сделать что-то, похожее на снимки Стиглица, но это был просто музейный пол при входе на выставку работ Стиглица.
Часто увидев что-то, я осознаю, что это совсем не то, что я думаю. В этот важный момент, я перебираю массу вариантов, прежде чем я пойму, что же я вижу. Я не просто смотрю на картину, я думаю, как на нее смотреть. Когда смотришь на фотографии как на процесс, а не продукт, только тогда понимаешь их настоящий смысл.
Лицевая и обратная сторона фотографии, её обрамление, оформление, - всё это показывает нам, что хотел сказать и показать нам автор снимка. Когда в руках фотооткрытка, я вижу почтовый штамп на ней, надпись аккуратным почерком на обороте – это одно дело. Другое дело, когда я смотрю на работу фотографа, имевшего настоящий художественный замысел. Всё это становится очевидным, когда рассматриваешь различные фотографии.
Существовали три широкие категории нехудожественного использования фотографии и фотографирования луны в конце 19 века. Одну из категорий составляли ученые, занимавшиеся исследованием мира, и использовавшие фотографию для создания атласов. Вторую - большое количество фотографов-любителей. В конце 1880-х годов компания Kodak выпустила свою первую камеру под лозунгом: «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем всё остальное», и теперь каждый мог ходить где-либо с фотоаппаратом, нажимать кнопку и делать фотографии.
А третью категорию нехудожественной фотографии, широко распространенную в конце 19 века, представляла коммерческая фотография. В нее входили фотографы, которые зарабатывали этим на жизнь. Они, как правило, содержали студии, и люди приходили туда фотографироваться. Эти категории стали своеобразной угрозой статусу фотографии как искусству.
Эдвард Стайхен – один из фотографов, которые стремились выделиться в среде фотографов тем, что делали фотографии как настоящие рисунки, вкладывая особое мастерство и виртуозность, необходимые для создания крупноформатной печати. Шедевр Стайхена - «Озеро в лунном свете», таинственное озеро, освещенное сиянием выплывающей из-за горизонта луны, отражающиеся в глади воды деревья.
И вот, что делает ее произведением искусства:
Луну настолько часто избирали сюжетом, что она может стать своеобразным увеличительным стеклом, через которое мы лучше разглядим разные моменты истории фотографии. Даже если человек никогда не брал в руки камеру, луна всегда притягивала его взор. В середине 19-го века световой мощности телескопов было недостаточно, чтобы делать хорошие снимки луны. Именно поэтому фотографы того времени прибегали к фотографированию модели луны. Они так хорошо знали своё дело, что отличить настоящую Луну от фальшивой невероятно сложно.
Соляная печать, один из первых способов фотопечати - бумага, обработанная специальными химикатами, что обладает матовой поверхностью, и именно этот матовый оттенок придает ощущение некой сухости, напоминая пустынный лунный ландшафт.
Фотонегативы и отпечатки создавались путем воздействия света на фоточувствительные материалы. А фотогравюры - краска, нанесенная на бумагу, оттиск с фотографической матрицы. Поверхность снимка зачастую зернистая из-за результата сильного увеличения негатива.
Вторая неделя курса посвящена фотографиям Луны. Это действительно интересная тема для меня. Я тоже пытался делать подобные фотографии. Но отсутствие длиннофокусного объектива и достаточно ровных рук помешало мне сделать удачные снимки :) Хотя сотню лет назад первые фотографы уже делали достойные снимки, вошедшие в историю. Не могу не отметить интересную подачу материала в виде рассказа про историю фото, его детали и одновременного показа фото на экране.
Предыдущие части конспекта:
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие конспекты по этому курсу!