Академия. Управление камерой. Неделя 2. Объективы - часть 2
Во втором конспекте второй лекции курса описаны различные типы объективов и аксессуаров для них, даны советы о выборе объектива для конкретных целей, а также рассмотрены плюсы и минусы фиксированных и зум-объективов.
Фиксы или зумы?
Все объективы делятся на две группы — объективы с фиксированным фокусным расстоянием (фикс-объективы) и объективы с изменяющимися фокусными расстояниями (зум-объективы).
Зум-объективы долгое время имели плохую репутацию из-за плохой фокусировки и отсутствия широких настроек диафрагмы. Также они всегда были более дорогими.
С развитием технологий, зум-объективы практически перестали уступать в качестве фикс-объективам, и теперь главный их недостаток — цена.
Помимо очевидного удобства, зум-объективы бывают полезны для создания креативных фотографий. Так, с помощью зума, можно создать интересный эффект размытия.
Фотография сделана на зум-объектив 24-105, выдержка 12 секунд. Первые 7 секунд на 105 мм, затем за 5 секунд - перемещение до 24 мм.
Фикс-объективы исторически старше, традиционно поколения фотографов отдавали предпочтение именно им.
Главное преимущество фикс-объектива в том, что фиксированное фокусное расстояние день за днем настраивает фотографа на один и тот же угол обзора, на один и тот же вид перспективы и ее искажений.
Привыкая к возможности приближения или отдаления с помощью зум-объектива, фотограф меньше передвигается для поиска точки съемки. Если же использовать фикс-объектив, то фотограф более настроен для поиска точек съемки, и чаще обнаруживает интересные ракурсы и углы зрения.
Профессор настоятельно рекомендует начинающим фотографам приобрести фикс-объектив и бросить самому себе творческий вызов — в течение пары недель или месяца использовать только одно фокусное расстояние.
Объектив с фиксированным фокусным расстоянием гораздо менее сложное устройство, чем зум. Состоит из меньшего количества кусочков стекла и, при любом равном фокусном расстоянии, выиграет у зум-объектива по резкости.
К тому же, в одном и том же ценовом диапазоне большинство недорогих зум-объективов будет иметь максимальную апертуру F/3.5-4.5, в то время как фикс-объектив можно найти с апертурой F/2.8 или даже F/1.8.
Специальные объективы
Макрообъективы
Макрообъективы специально разработаны для фокусировки на очень близких объектах, для создания макрофотографий в масштабе 1:1 (или крупнее).
Не стоит путать макросъемку с микрофотографией, которая производится с помощью микроскопа.
Также существуют микрофотографии — фотографии очень маленького размера (до 1 мм в диаметре).
Важно не запутаться! Свои макрообъективы компания Nikon называет микрообъективами, поскольку изначально с помощью таких объективов создавались микроформы.
Макрообъективы могут иметь разные фокусные расстояния, от 15 мм до 200 мм.
Для фотографирования репродукций из книг, марок, открыток — то есть небольших предметов — наиболее подходящим будет макрообъектив с фокусным расстоянием в 40-70 мм.
Макрообъектив с фокусным расстоянием выше 70 мм позволит быть дальше от объекта, это актуально при фотографировании насекомых, змей или других существ, к которым не стоит приближаться.
Макрообъективы выпускаются только с фиксированными фокусными расстояниями.
Объективы «Рыбий глаз»
Лидеры среди широкоугольных объективов — объективы «рыбий глаз», или «фишай» (fish-eye).
Такие объективы создают изображение, аналогичное тому, как рыбий глаз видит подводный мир — 180 градусов вверх, вниз, влево и вправо.
Слева - Lensbaby Fish-eye 5,8 мм, справа - Canon EF 8-15 мм Еish-eye
И хотя некоторые объективы создают угол зрения 180 градусов только по диагонали, но их тоже называют «рыбий глаз» (например, этот Canon с кадром на 15 мм)
Логично, что с объективом «рыбий глаз» предпочтительнее использовать камеры с полнокадровыми матрицами, кроп-фактор снизит возможности такого объектива.
Объективы «фишай» выпускаются как с фиксированными фокусными расстояниями, так и в зум-версиях.
Тилт-шифт объективы
Тилт-шифт объективы — это (дословно) объективы со сдвигом и наклоном. То есть объективы, позволяющие менять точку съемки, сдвигаясь влево-вправо или наклоняясь вверх-вниз, не перемещая камеру.
Такие объективы очень удобны при съемке архитектуры, они позволяют при помощи определенного сдвига сохранить параллельные прямые у зданий.
Слева — фикс-объектив 24 мм, справа — тилт-шифт объектив 24 мм
Еще одно преимущество тилт-шифта — возможность устранить отражения фотографа в блестящих поверхностях, не изменяя ракурса
Слева — фикс-объектив 24 мм, справа — тилт-шифт объектив 24 мм
Кроме того, существуют тилт-шифт объективы с четким пятном фокусировки, остальные части кадра всегда будут немного размыты, не в фокусе. Именно регулировка наклона и сдвига у таких объективов дает возможность настраивать фокус самым неожиданным образом, создавая креативные фотографии.
Из-за сложной конструкции такие объективы очень дороги и выпускаются только с фиксированными фокусными расстояниями.
Объективы для смартфонов
Иногда единственная камера, оказывающаяся под рукой — это камера смартфона. Для расширения возможностей своего смартфона можно также использовать широкоугольные, теле и макрообъективы.
Вопреки множеству вариантов программной обработки фотографий, есть объективы и насадки для смартфонов, которые придают различные эффекты фотографиям непосредственно в момент съемки. Это может быть объектив с фокусом в центре или объектив, создающий эффект калейдоскопа.
Также существует масса фильтров для камер смартфонов, которые можно использовать для достижения креативных эффектов на фотографиях. Постобработка таким фотографиям уже не нужна.
Справа - комплект из 9 фильтров, слева — эффект одного из них
Плюс в том, что фильтры и объективы для смартфона небольшие и легкие, их можно всегда держать под рукой.
Вместо покупки специальных фильтров их можно создать самому — из цветного пергамента, полупрозрачной бумаги, стакана воды и т д.
Аксессуары к объективам
Бленда
Бленда используется для ограничения попадания прямых лучей света на объектив, то есть для избежания засвета или бликов.
Бленда объектива также может защитить объектив от нежелательного соприкосновения со стеной, с мордой животного или любопытными пальчиками ребенка.
Бленды бывают разные, под каждый объектив — своя. Наиболее популярная форма — лепестковая, но встречаются также бленды конической и пирамидальной формы.
Более длинные бленды также помогают защитить объектив от осадков.
Правильно подобранные бленды не мешают съемке, поэтому рекомендуется применять их постоянно.
Юбка объектива — разновидность бленды, тканевое устройство, которое используется при фотографии через стекло (окно, например, или стекло аквариума). Блокирует засветку и предотвращает отражение фотографа на стекле.
Ультрафиолетовый фильтр
Ультрафиолетовые фильтры защищают объектив не только от УФ-лучей (для современных цифровых камер это не столь актуально), но главным образом — от царапин переднего стекла объектива.
Конечно, фильтр, как дополнительное стекло, создает больше возможностей для бликов. Для того, чтобы минимизировать этот эффект необходимо пользоваться хорошими фильтрами надежных производителей.
Кроме того, нужно следить за состоянием фильтров и не использовать поцарапанные, чтобы не испортить свои фотографии. Переносить фильтры лучше в специальных контейнерах или кармашках.
Поляризационный фильтр
Обычный СВЕТ распространяется во всех направлениях, перпендикулярных к направлению его движения. ПОЛЯРИЗОВАННЫЙ СВЕТ - световые волны, электромагнитные колебания которых распространяются только в одном направлении.
Научно-техническая энциклопедия
Отражения на поверхности воды, стекла, асфальтовых дорог или других неметаллических поверхностей обычно состоят, по меньшей мере, из части лучей поляризованного света.
Поляризационный фильтр состоит из очень маленьких параллельных линий, которые блокируют свет, движущийся в одном направлении.
Слева — фото с поляризационным фильтром, справа — без фильтра
Можно сравнить поляризационный фильтр с солнечными очками для камеры, он устраняет блики и уменьшает отражения.
Слева — фото с поляризационным фильтром, справа — без фильтра
Голубое небо также имеет большой процент поляризованного света, на фотографиях с поляризационным фильтром небо всегда будет более синим.
Специальные фильтры
Фильтры нейтральной плотности уменьшают количество света, проходящее через объектив, не меняя цвета изображения. Представляют собой темные (черные или серые) стекла.
Используются для фотографий с блюр-эффектом (замедлением). При установке такого фильтра можно сократить время выдержки, но при этом получить более ярко-выраженный эффект. Можно сказать, что фильтры нейтральной плотности помогают замедлить время.
Макрофильтры — это фильтры с диоптриями, чем выше число диоптрий, тем больше приближение. Хороши для тех, кто хотел бы попробовать себя в макросъемке, но не готов тратить деньги на макрообъективы.
У таких фильтров есть тенденция к размытию по краям изображения. Во избежание такого эффекта необходимо выбирать качественные фильтры, а также фотографировать с диафрагмой F/8 и меньше.
Кросс-фильтры (звездные фильтры) превращают источники света в звезды разных форм и размеров.
Они потеряли свою актуальность с ростом популярности ПО для обработки, но были популярны у фотографов старой закалки.
Адаптеры объективов
При смене камер в рамках одного бренда проблем с объективами не возникает: можно купить другую камеру, а объективы и аксессуары оставить прежние.
При покупке камеры другого бренда, вместо новых объективов тоже можно использовать уже имеющиеся, просто используя адаптеры-переходники.
В настоящее время на рынке можно найти любые переходники, такая вещь хорошо поможет сэкономить.
Личное мнение
Если в первом курсе была лекция-инструкция, посвященная выбору камеры, то данная лекция поможет выбрать объектив под свои нужды. Я разобралась зачем нужен тилт-шифт объектив, поняла, почему все так носятся с фиксами, заказала правильную бленду для своей камеры, а самое главное - определилась, какие объективы хочу приобрести для дальнейшей съемки.
Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy
Все изображения взяты из курса
Курс на Coursera