Академия: Design Thinking for Innovation. Конспект третьей недели.
В этом модуле мы глубже погрузимся в процесс разработки дизайна и посмотрим, как с его помощью можно создавать лучшие идеи. Мы рассмотрим историю Криса Картера, его стартапа MeYouHealth, чтобы на его примере понять, как социальные сети помогают нам укрепить здоровье.
Поиск ответа на вопрос "Что?" или изучение того, что уже существует, - это первый шаг в проектировании, и здесь нужно в прямом смысле заглянуть в дом вашего клиента и понять, какие проблемы он решает в повседневной жизни и как. И когда вы выясните, что уже есть, вы заглядываете в будущее и спрашиваете себя: "Что если бы что-либо стало возможным?". Это творческий процесс, но он невозможен без дисциплины. И в конце этого модуля вы узнаете, как оперировать вопросами "Что?" и "Что если?", а также узнаете об инструменте Mind Mapping (Диаграммы связей).
В дополнение к теме: В начале запуска второго этапа Академии @ontofractal уже публиковал пост о диаграммах связей с практическими ссылками, где их можно сделать. Пост можно найти здесь.
Конспект первой недели курса на тему "Что такое Дизайн-мышление" можно найти здесь.
Конспект второй недели на тему "Подготовка мышления к инновациям" можно найти здесь.
Процесс создания идеи
В этом модуле, взглянув на набор наших навыков (или репертуар), а также на наше мышление, мы приступаем к разбору непосредственно процесса создания идеи. На нашей диаграмме это отражено в вопросах "Что?" и "Что если?".
В самом начале мы определили наши возможности и убедились, что метод дизайн-мышления хорошо подходит для их реализации. Также мы убедились, что сфера нашего внимания не является узко направленной или слишком ограниченной, потому что мы не хотим определить проблемы таким образом, чтобы инновации были априори невозможны.
Далее мы разрабатываем краткое описание проекта и определяем, какова наша главная цель, каких результатов мы хотим достичь, и как мы будем их оценивать.
Мы превращаем наши намерения в план исследований, находим нашу целевую адиторию, продумываем вопросы, которые хотим ей задать и сроки, в которые должны уложиться. Итак, мы проводим исследования, устанавливаем аналитическую картину и определяем критерии разработки, согласно этой картины. Наконец, мы можем задать вопрос "Что если?" и перейти к мозговому штурму создания идеи.
Мы собираем наши идеи в виде Napkin Pitch, и это в прямом смысле означает, что наши идеи должны быть столь быстро и лаконично изложены, чтобы уместиться на салфетке.
История MeYouHealth.
Познакомьтесь с Крисом Картером, который десять лет занимался разработками в конфликтных районах Африки. У него есть установка на личностный рост и репертуар человека, которого мы называем катализатором.
Идея использования социальных сетей для достижения перемен всегда была актуальной для Криса. Во время голода в Эфиопии в середине 1980-х годов он искал возможность использования информационных технологий и сети для более быстрого и широкого распространения информации в регионе. Затем, став отцом, как он говорит, он "перестал делать опасные вещи" и поступил в Бостонскую университетскую школу общественного здравоохранения, где провел ряд ранних сетевых проектов. Затем он помог разработать крупнейшую в мире программу прекращения курения в качестве генерального директора небольшого стартапа под названием quicknet.com.
И вот, он увидел новую область возможностей: Могут ли социальные сети помочь людям принять более здоровый образ жизни?
Самой большой проблемой было выяснить, что сделать для того, чтобы привлечь людей к улучшению качества жизни. Это очень широкий вопрос, и аудитория для его исследования была очень обширной и варьировалась от 20 до 70 летних, с разным достатком, семейным положением и ценностями.
Команда Криса Картера знали, что хотят поработать со своими клиентами в режиме интервью и домашних заданий, чтобы глубже изучить образ жизни, поэтому они отобрали 36 разных кандидатов для дальнейшей работы.
Вы, конечно, скажете, что 36 человек - это слишком мало для принятия решения. Но на самом деле, более детальная проработка с меньшим количеством испытуемых может дать больший результат, нежели поверхностное изучение массы людей.
Итак, в начале 36 человек получили задание записывать все свои действия на протяжении недели. Особое внимание необходимо было уделить вещам, которые доставляли удовольствие или улучшали самочувствие. Это мог быть вкусный завтрак или разговор с другом, неважно. Далее они попросили собеседников создать и принести с собой коллаж изображений, которые символизируют их восприятие благополучия и их прогнозы для самих себя.
Это пример использования визуализации, как инструмента для более выраженного восприятия существующей реальности. Эти подходы называются проективными, поскольку, как и Роршах, они используют неоднозначные стимулы, чтобы заставить нас проектироваться и прийти к более глубоким мыслям.
Далее собеседники создали диаграмму, в которой были указаны все те, с кем они регулярно взаимодействовали, и то, как они влияли на их благополучие.
Иными словами, оценивая воздействие тех или иных людей, испытуемые создавали в некотором роде социальный график. После этого людей попросили в виде матрицы выразить свои цели, а также выделить из них сложные в достижении или простые. А теперь представьте, возможно ли было также просто структурировать эту информацию без визуализации, как если бы вы просто опрашивали людей?
Мы много говорим о диаграммах связей, потому что этот инструмент действительно помогает структурировать разрозненные данные и находить связи между различными пунктами. Так, в результате исследования Криса Картера, целевая аудитория была разделена на 6 персонажей:
- Осознающий и целеустремленный - тот, кто уже заботится о своем здоровье в полной мере;
- Обделённый - тот, кто чаще всего заботится о другом, не обращая внимания на себя, как например, матери маленьких детей;
- Искатель доказательств - тот, кому нужно фактическое подтверждение прогресса, например, с помощью шагомеров или замеров каллорий;
- Просветлённый - тот, кто воспринимает здоровье как целостную систему ума, тела и духа. Им важнее не цель, а путь к ней;
- Ленивый - тот, кто зависит от внешней мотивации, не берется за сложные задачи и часто бросает все в самом начале, следует мнениям других;
- Искатель оправданий - тот, кто относится к себе и своим занятиям с юмором и как бы просит прощения за то, что у него что-то не получилось;
С помощью разделения на персонажей, нам будет проще понять потребности людей. Так например Обделённые вряд ли обратят внимание на индивидуальное питание, но будут рады организовать здоровое питание для детей или всей семьи в целом. А Искатель оправданий часто винит себя за свой пессимизм и откладывания.
Основная команда взяла все эти идеи и использовала их для принятия решения, которое помогло бы шести различным персонам. В течение 18 месяцев команда MeYouHealth создавала различные приложения.
Крис считал, что игры могут играть важную роль в изменении поведения, поэтому MeYouHealth наняла талантливых дизайнеров игр, которые начали разработку небольших приложений, чтобы как можно быстрее получить жизнеспособные продукты, готовые к запуску. И вместо того, чтобы давать этим продуктам спецификации, Крис как можно скорее погружал их в реальную среду и испытывал, чтобы ранние проекты могли быть усовершенствованы в контексте взаимодействия с пользователем.
Отвлекаясь от больших целей и фокусируясь на меньших, команда MeYou Health смогла быстро создавать простые сетевые платформы.
Одна из идей называлась Monumental. Это было мобильное приложение, которое ставило осязаемую цель - заставить людей подняться по лестнице вместо лифтов. Это приложение физически отслеживало количество вертикальных шагов, предпринятых человеком, а затем сопоставляло этот прогресс с тем, что потребуется, чтобы подняться на известный памятник, такой как Эйфелева башня или здание Эмпайр-стейт. Для таких людей, как Искатели доказательств, это прекрасное приложение, чтобы видеть свои успехи.
Другой продукт, который они создали, - Daily Challenge. Это приложение, которое каждый день давало задание своему пользователю, с помощью одного маленького действия улучшить свое здоровье. Также оно позволяло делиться своими результатами с другими пользователями.
Команда MeYou Health подтвердила свою гипотезу о том, что интерактивное социальное взаимодействие может оказать положительное влияние на отдельных лиц. На сегодняшний день флагманское приложение компании Daily Challenge зарегистрировало сотни тысяч членов, которые завершили миллионы небольших оздоровительных мероприятий, и продолжают пользоваться приложением до сих пор.
И эти результаты свидетельствуют не только о том, что постановка ежедневных задач эффективна для улучшения благосостояния. Но и о том, что благополучие и здоровье являются социальными явлениями, и использование социальных сетей увеличивает эффект.
Диаграммы связей - самый мощный инструмент проектировщика
Диаграммы связей (Mind maps) используются для аналитической обработки и поиска решений для вашей конкретной задачи. На первом этапе дизайн-мышления мы рассматриваем текущую реальность, мы отвечаем на вопрос: "Что?". Для этого мы проводим ряд исследований и собираем огромное количество данных. И прежде чем мы перейдем к следующему этапу проектирования, нам необходимо структурировать эти данные в понятную форму. И это как раз то, что делают диаграммы связей.
Вы могли бы отобразить эту информацию в гигантском отчете или таблице, но гораздо проще и удобнее превратить ее в диаграмму связей. Это помогает вам установить цепочку рассуждений "если-если", то есть перейти от вопроса "Что?" к вопросу "Что если?". И вы извлекаете данные таким образом, чтобы из них возникли идеи.
Что было наиболее интересным для меня в этом модуле?
На самом деле, мне сложно выделить из материала что-то одно, потому что он воспринимается мной как нечто целостное. Например, я лишний раз оценила преимущества диаграмм связей, которые начала использовать только сейчас, в проекте Академии, хотя это действительно очень удобный способ структурировать информацию. Также мне очень понравилась идея с исследованиями аудитории на примере MeYouHealth. Думая об инновациях, я представляла себе обширные исследования на тысячах людей, а оказалось, что с помощью группы из 36 собеседников можно провести глубокий анализ и сделать верные выводы. Также мне очень понравилась идея приложения Monumental, которое я обязательно скачаю себе.