Практика. Четыре школы буддизма и одно Учение

Будда преподал Учение в соответствии с имеющимися уровнями практикующих согласно их понимания к подходу Просветления. Одни думали о счастье, которого они достигнут в будущем: им он дал Учение о том, как освободить себя. Другие были готовы заботиться о ближних. Им он преподал Учение, раскрывающее пути Просветления для того, чтобы вести за собой всех живых существ.
Вы уже поняли, что речь идёт о двух колесницах – Хинаяне и Махаяне.

Оба Учения прекрасны своей гармоничной системой и безукоризненной логикой, оба полезны людям. Практикующие же Махаяну должны будут практиковать оба учения, ведь Махаяна вбирает в себя и Хинаяну.
Но было преподано и третье Учение или третья категория. Она была предназначена тем, кто познал и владеет двумя учениями, но обладает способностями прийти к Просветлению быстрее, чем остальные. Называется третья категория – Тантра. Со временем стало понятно, что быстрого Просветления можно достичь, сочетая все три Учения.

Теперь о четырех школах тибетского буддизма.
Многим людям они известны. Вот они – Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг. У всех школ чистая буддийская традиции.
Основателем первой школы, Ньингмы, был Гуру Римпоче Падмасамбхава. Случилось это в VIII веке, когда он принес свет Учения из Индии в Тибет. Ньингма ориентируется на чрезвычайные способности и таланты своих последователей. В школе практикуют все три категории Учения одновременно. Естественно, практикуют они и сутру, но основной упор делают на быстрых способах достижения. К примеру, Дзогчен.


(Далай-лама XIV в Забайкалье. 1991 год.)

Думается, что читатели имеют базовые представления о религиях, в частности о буддизме и Учении. Здесь я учусь сам и делюсь простейшими понятиями о буддизме, которые также могут быть полезными для других, как и более сложные темы, которые мы будем рассматривать в процессе нашей, надеюсь, совместной работы над укрощением своего ума, называемой Шаматхой. Мы идём этим путём. Мне кажется, что только этот путь может привести нас и к укрощению наших аппетитов и возникновению гармоничного телосложения. Другого пути я не вижу.

Следующая школа буддизма возникла в Тибете намного позднее Ньингмы. Называлась она Кагью. Основал ей Марпа-лоцзава, что означает «великий переводчик». Марпа уделял равное внимание и сутре, и тантре.

Третья школы буддизма Сакья тоже уделяет большое внимание сутре или тантре, но соединяя афористичность и действия, следует различным индийским способам для передачи действия и текста. Обычно в этих случаях говорится о практике Сакью, которая основана на традициях «новых переводов». Честно говоря, я ещё не доходил до таких глубин в изучении буддизма. Придётся, заняться этими традициями.

Гелугпа – четвёртая школа тибетского буддизма. Основал эту школу учитель Цонкапа, воплощение Манджушри. Он в совершенстве изучил все имевшиеся до него традиции, ибо в юные годы учился у различных учителей Сакью, Кагью и Ньингмы.

Годы земной жизни Учителя Цонкапы – 1357-1419. В его время некоторые возвеличивали сутру и были не столь усердны в тантре, Другие практиковали тантру и пренебрегали сутрой. Для того, чтобы объединить всех практикующих буддизм с тем, чтобы они правильно понимали Учение, Цонкапа попробовал собрать в одной школе традиции всех школ. При этом Цонкапа опирался на традиции школы Кадампа, которая обязана своим происхождением великому индийскому учителю Атиши. Буддистам известен его основной труд «Ламрим ченмо», то есть «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения», в которой все этапы рассмотрены методом сутр. Также Атиша написал великую работу, в которой осветил все четыре метода тантры. Именно в этой работе было объединено и собрано все Учение Будды.

Теперь мы видим, что во всех школах тибетского буддизма представлено Учение Будды. С какой целью мы кратко ознакомились с этими школами? Каждый будет практиковать то, что покажется ему ближе и понятнее. А потому практикуя одну традицию нельзя неуважительно относиться к остальным школам.
Каждая школа ведёт к Пробуждению.

Конечно, такой краткий пост о буддизме и тибетских школах не даёт серьёзных познаний, но оно может послужить толчком для самостоятельной практики буддизма и основательного изучения Шаматхи, занятия которой невозможно хотя бы без краткого курса об основах Учения.
Пример. Собираясь заниматься каким-нибудь видом спорта, человек обязан знать о спорте вообще. Но при этом он становится мастером только по одному виду, а не мастером всеобщего спорта.

Автор @azarovskiy
На основе материалов буддийских монахов для мирян.

фото автора.

бытьлегчеpskvox-populiбуддизмazarovskiy
136
123.585 GOLOS
0
В избранное
Быть легче!
Все что связано с улучшением здоровья тела и души человека.
136
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (13)
Сортировать по:
Сначала старые