vp-bodyform
6 лет назадШаматха. Аналитическая медитация
Сегодня мы попытаемся в течение пяти минут заняться аналитической медитацией. Честно говоря, каждый раз, возвращаясь к этим лекциям буддийских монахов, я занимаюсь этой медитацией и каждый раз забываю её повторять. А такую медитацию надо повторять по расписанию.
Но зачем печалиться? Начнём.
Принимаем позу медитации. В первую очередь здесь надо подумать о неизбежности смерти. Представьте всех великих людей в России и за рубежом, живших до вас. Сколько мы будем жить в настоящем, неизвестно. Одно очевидно, уход в иной мир неизбежен. Всё, что рождается, умирает. Важных тем в этой медитации три, это:
- неизбежность ухода,
- неопределенность времени ухода (смерти),
- с приходом смерти теряет значение всё, остаётся только духовная практика. От всего остального – ни смысла, ни пользы.
Вспомните старую притчу о старой женщине, жившей в доме, который ей не принадлежал. Рано или поздно она должна покинуть этот дом, но сроки эти – неизвестны. А когда женщина оставит дом, ничто ни будет иметь пользы – ни украшения, ни цветы. Может быть, только деньги помогут продлить существование.
И до нас умерло огромное количество людей, и мы, вместе с нашими современниками, покинем этот мир. Когда? Никто не знает. Это может случиться в любую секунду. Причин очень много. Пока ещё никто не установил продолжительность существования нашего организма. Умирают младенцы, умирают и старики. Кто сказал, что я не могу умереть в любую секунду? Ведь приход смерти неизвестен.
Обосновывая эти утверждения, мы чувствуем, что возрастает наша убеждённость. Всё, что мы накопили, оказывается, совершенно не нужно. Ничто нельзя унести с собой. Никто из живущих не сможет помочь в момент кончины человека. Что поможет? Только приобретённые достоинства, качества, духовные накопления и практика, тренировка сознания.
От таких размышлений, мы будем переходить к практике, накапливать духовные достоинства.
Человек должен очень тщательно и самостоятельно продумать эту тему, найти свои обоснования, прийти к своим убеждениям. Такая аналитика, такая медитация – это ваши размышления на тему о невечности, о смерти, но такие размышления укрепляют внутренний мир и духовность человека. Нельзя врать вообще, а самому себе – особенно. Вместе с этой медитацией возрастает ваша духовная сила, вы обретает внутреннюю непоколебимость и спокойствие. Вы знаете, чем должны заниматься.
Есть медитация, которая называется «аналитическая медитация злости». Человек, который занимается такой медитацией не стоит бесчувственно, размышляя о своих противниках, чем больше он размышляет, тем больше он наполняется злостью и решимостью к своим врагам. Никто такую медитацию не придумывал, она в нём присутствует. Как её подавить? Увеличить другую силу. Есть «аналитическая медитация добра» и другие аналитические медитации. Везде в них присутствует увеличение силы.
Сильнейшая из них аналитическая медитация о бренности, о которой мы говорили выше.
Изучение аналитической медитации чрезвычайно важно. Человек проходит через настоящие испытания, которые меняют его установки. Почему человек плохо относится к жизни и к людям? Потому что он, сам не зная того, постоянно занимается негативной аналитической медитации. Никто его не учил этому, да и не учит. Но бурьян растет сам по себе, а полезное растение надо окультуривать, заниматься им, взращивать.
Вот почему нужны аналитические медитации добра, размышления о смерти и бренности всего земного, они отвращают человека от спонтанных аналитических медитаций, наносящих вред психике человека.
Всего пять минут аналитической медитации о бренности, и Вы – очистили свои негативные мысли, освободились от злости и плохого отношения к близким. Ведь вы не вечны и они не вечны. Так зачем же накапливать страдания, пока мы живём?
Анализируйте! Займитесь пятиминутной аналитической медитацией о бренности, обновите своё хорошее отношение к миру и людям.
Успехов.
Продолжение следует…
@azarovskiy
По конспектам лекций буддийских монахов.
фото pixabay.com