Граждане, купите папиросы!
- Беломорканал - 22 копейки за 25 шт.
- Наша марка - по копейке за штуку.
- Шахтерские от Укртютюнпрома - идут как и Беломор,
- Цены на Волну не знаю, у меня только передовицы, но об этом позже.
Представляю вам коллекцию культурно-исторических ценностей из семидесятых.
На стенде вы видите задние стороны папиросных пачек, продукция сразу нескольких табачных фабрик Советского Союза.
Допустим, начальная цена лота 50 рублей, это вполне разумная цена, подобные позиции активно торгуются на внутрироссийских и международных аукционах, легко и экономично осуществляется их пересылка , хранение и перевозка.
Давайте повнимательнее приглядимся и рассмотрим лот со всех сторон. По-моему, 50 рублей мало для такого богатого ассортимента: 6 предметов - 6 логотипов табачных фабрик, на пачках папирос одной марки невооруженным взглядам видны отличия в дизайне шрифтов и оформлении. А мы ещё не смотрели на них с другой стороны.
Взгляд с другой стороны иногда может поменять всё представление об объекте.
Узнаёте?
Мужчина в шляпе - Наша марка, Старец в чернилах - Беломор Саратовский, Бедная лачужка - Укртютюнпром, Баба с дамочкой - Казанский.
Парочку подменила для композиции, у меня их много.
Автор рисунков - профессиональный художник, график и живописец, но работать пришлось не по профессии, в союз художников не приняли, на выставки работы не брали. Взяли одну в 1957 году, а потом уже не разрешали. Дружил он не с тем с кем надо, да и рисовал не то, что нужно.
А рисовал он всегда. Это как сейчас люди втыкаются в смартфоны постоянно, так и он постоянно в блокнотик втыкался: в транспорте, в очереди, у окна; мог и посреди улицы остановиться и чего-нибудь по-быстренькому в карманный блокнотик черкануть, прямо на ладони.
Когда чистых листов не оставалось, художник использовал папиросные пачки.
Я долго гадала куда делись оборотки от папирос Волна, лицевых много, а там где информация о цене и изготовителе - ни одной. Оказывается у Волны обе стороны были одинаковы, а цена писалась на бортике. Бортиков не сохранилось. Говорят, стоили 13 копеек за 25 штук.
Всего рисунков около шестидесяти, и возможно найдётся ещё. Определить материальную ценность коллекции сложно, но произведения искусства - как криптовалюты, если они торгуются на рынке - цена растёт, а если не торгуются - ничего не стоят, копят потенциал.
В 30-е годы прошлого века, когда папиросы курили женщины и дети, на свалку выбрасывалось много хороших картин. Огромный пласт русского авангарда, никому неизвестный, нераскрученный, валялся на мусорках Москвы и Ленинграда. Все эти ученики Кандинского, Малевича, Петрова-Водкина, Рериха - вместе с учителями подлежали репрессиям и уничтожению.
Культурный мусор конечно выбирался и кем-то хранился, но - блокада, эвакуация ... и в итоге осталось немного. Немалая часть была спасена Игорем Савицким в 60-е, он открыл музей в Каракалпакии, там потом даже аэропорт международный построили, потому что группы туристические летали со всего мира, чтобы посмотреть русский авангард с коммунистической помойки.
Сейчас тоже картины выкидываются. Ездила я прошлым летом к одному московскому скупщику, он покупает всё сразу оптом за символическую цену. Художники умирают, а наследники не всегда способны хранить творческое наследие. Многим просто негде, да и зачем?
Так вот, жаловался мне этот скупщик, что Масловка не знает куда картины девать. Художники умирают, наследников нет или им неинтересно, приходится отдавать картинки даром в хорошие руки.
История с культурными и художественными ценностями так похожа на историю с криптовалютой, вот бы их связать в одно целое. Но как?