У Женни фон Вестфален было шестеро братьев и сестёр, причём четверо братьев и сестёр были единокровными, от брака отца с Лизеттой фон Фельтхайм, как говорят, представительницей старой прусской аристократии (по старшинству: Фердинанд Отто Вильгельм Хеннинг, Луиза или Лизетта, Франциска и Карл Ханс Вернер), и двое – единоутробными, рождёнными во втором браке Людвига фон Вестфален с Каролиной Хойбель, дочерью мелкого прусского чиновника в Рейнской провинции (по старшинству: Хелена Лаура Цецилия Шарлотта Фредерика и Эдгар Герхард Юлиус Оскар Людвиг). Широко известными из этой когорты шуринов и своячениц Карла Маркса стали два брата Женни: единоутробный Эдгар и единокровный Фердинанд. В фильме нам постоянно попадается на глаза последний, хотя по жизни он был первым: родившись в 1799-ом году, он был самым старшим ребёнком Иоганна Людвига, а от своей знаменитой сестры его отделяли на неполных пятнадцать лет.
Что он собой представлял? Это был классический тип прусского служаки, но в том самом виде, как его представляли себе советские историки: дисциплинированный и педантичный, пунктуальный и исполнительный, тупой и консервативный. В общем, пруссак, как он есть, из старой доброй комедии 60-х годов XX века: «Как же я научусь летать?» – «Так же, как мы учимся всему в германской армии. Прочитаете инструкции» (с). Известно высказывание Маркса о его шурине: ему хватит глупости, чтобы стать прусским министром. И Фердинанд станет министром внутренних дел и министром сельского хозяйства Пруссии, да не просто станет, а войдёт в, как принято считать, самый консервативный и даже реакционный кабинет, образованный аккурат после революции 1848 – 1849 годов, – правительство Отто Теодора фон Мантойффеля!
Но это, понятное дело, не портрет, а скорее карикатура на Фердинанда фон Вестфален, я бы даже сказал, гротеск. На самом деле его образ, как и образ любого другого человека, не столь резок и однозначен. Например, известно, что Фердинанд был хранителем семейной памяти и всячески популяризовал своих пращуров: именно он издал шеститомные воспоминания своего деда о Семилетней войне – «Geschichte der Feldzüge Herzog Ferdinands von Braunschweig-Lüneburg» и написал его биографию – «Westphalen: Der Secretär des Herzogs Ferdinand von Braunschweig-Lüneburg».
Любящий брат и шурин-гонитель в одном лице
Известно также, что он горячо любил свою младшую сестру Женни и, даже при всей той неприязни, которую питал к её супругу, пытался помочь ей: после того, как в марте 1842 года Карл Маркс покинул редакцию «Rheinische Zeitung», к нему поступило два предложения о переходе на государственную службу. Первое предложение исходило от некоего герра Эссера – тайного советника, занимавшего в Берлине пост в структуре апелляционного суда по Рейнской области, и, как говорят, дальнего родственника Марксов. Обычно биографы рассматривают это предложение о переходе Карла на государственную службу, как попытку прусских властей перекупить молодого перспективного оппозиционного журналиста. Однако, учитывая то обстоятельство, что эти самые власти до 18-го марта 1843 года, т.е. до даты публикации заявления Маркса о его уходе из «Rheinische Zeitung», понятия не имели ни о его причастности к написанию ряда острых статей, вышедших в 1842 году в этой газете, ни о занятии им поста главного редактора «Rheinische Zeitung», версия эта выглядит надуманной. Другое предложение было сделано Марксу тогда же самим без пяти минут шурином, что доказывает, что Фердинанд фон Вестфален был не скотиной, как пытаются изобразить его многие биографы отца-основателя марксизма, а ангелом хранителем сестры и, по совместительству, ангелом мщения для своего зятя.
Хотя, конечно, съёмочная группа кинокартины изрядно погрешила против истины, когда, показав Фердинанда главным антагонистом Мавра, ограничила все его меры по наблюдению за Марксом исключительно внутрисемейными причинами. По-видимому, начиналось всё именно с заботы о сестре. Во всяком случае, будущий министр внутренних дел Пруссии взял на карандаш своего будущего зятя ещё в бытность последнего студентом Берлинского университета: его, безусловно, шокировала компания, в которой вращался молодой студиозус Карл (атеисты и диссиденты, хотя пока ещё на локальном уровне берлинских пивных), но больше всего заботило то, что молодой Маркс прожигает жизнь в столичных кабаках, наплевав на учёбу, и не шибко заботится об устройстве своей будущей жизни. Очевидно, именно в этом и была главная причина того, что идею свадьбы Карла и Женни Фердинанд фон Вестфален отверг с порога, а не еврейское происхождение Маркса или его революционное будущее, которое тогда нельзя было разглядеть даже в самый мощный микроскоп. Однако при жизни отца он вынужден был молчать и созерцать, подчиняясь воле Людвига фон Вестфален, не забывая, впрочем, накапливать компромат на будущего зятя, хотя уже в 1842-ом году, похоронив отца и став во главе семьи, он смог заявить своё несогласие в полный голос.