Музей и церковь: точки соприкосновения (окончание)
Автор @hranitelmuzeya
Сегодня музей — это хранитель не просто материальных ценностей, а ценностей, имеющих культурно-духовное содержание, в число которых входят и памятники церковного искусства — иконы. Музеи в качестве хранителей такого рода памятников обеспечивают их доступность всему населению (независимо от вероисповедания или других факторов).
Одним из таких ярких примеров стала выставка воспроизведений икон XVI–XIX веков «Образ Богоматери», на которой представлена лишь малая часть копий со списков икон Богородицы, предоставленных нашему музею Государственным Историческим Музеем.
Воспроизведения икон Богоматери выполнены с подлинников при помощи современных технологий и с сохранением иконописных традиций. Среди посетителей музея выставка вызвала множество откликов восхищения, удивления и глубокой признательности за познавательную и очень интересную выставку, которая «позволяет прикоснуться к русской культуре через искусство иконописи, просвещает и удивляет своей многообразностью».
Это еще раз доказывает, что музей, как и церковь, способствует духовному обогащению человека через показ материальных (в музейном понимании) памятников церковного искусства. Возможно, после посещения такой выставки кто-то задумается о своем духовном мире.
С начала проведения музейных конференций, проводимых на базе Верхотурского музея-заповедника, наряду с представителями музейного сообщества принимают активное участие и священнослужители верхотурских монастырей и храмов, а также с их стороны оказывается посильная помощь в их организации. На данный период ведутся ремонтно-реставрационные работы по восстановлению всех объектов кремля, в которых планируется размещение постоянных экспозиций.
В своё время сотрудников музея возникла идея создания экспозиции и в притворе Свято-Троицкого собора «Храм Святой Троицы: история храма, история людей» при согласовании с Епархией . Внутри соборной колокольни есть помещение для караула, который в XVIII веке охранял стену. Было бы интересно сделать в этом пространстве сюжетную композицию «Караульное помещение».
Мы очень надеемся на понимание и содействие в нашем предложении, это позволило бы подчеркнуть особую важность и значение одного из старейших и красивейших храмов Урала, расширить информационные рамки в его показе, а также привлечь к нему еще большее внимание. Конечно, как и во всех сферах человеческой деятельности, в отношениях музея и церкви бывают и противоречия в каких-то принципиальных вопросах, но при этом всегда можно найти компромисс.
В заключение в качестве примера должного взаимодействия светского общества и Церкви хочется привести высказывание одного из иерархов Русской Православной Церкви, известного богослова, церковного историка, композитора и педагога, нашего современника — митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева): «Чтобы возвратить нашим соотечественникам естественное для человека чувство любви к Родине, к символам родной земли, требуется огромная 9 духовная работа и от государства, и от Церкви». И от себя добавить: какие бы трудности ни возникали на пути взаимодействия, всегда можно найти решение, которое устроит всех, потому как сферы нашей деятельности (и музея, и церкви) находятся в тесном соприкосновении, где общая цель — воспитание духовно-нравственной личности и культурно-духовное оздоровление общества.
Литература:
1.Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы — М.: Академический проект, 2003.
2.Христианство: словарь. / под ред. Митрохина Л. Н. — М.: «Республика», 1994;
3.Васильева Е. Н. Церковь с точки зрения ортодоксального и неортодоксального
богословия. // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: «Грамота», 2007. — № 2.
4.Анохин Д. Храм и музей: конфронтация или сотрудничество. // Журнал Московской Патриархии. — М.,1993. — № 1.
5.Концепция развития Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника до 2020 года.
Изображения из архивов редакции Истфака, музеев ВГИАМЗ, СОКМ, Пермского краеведческого музея, Карпинского краеведческого музея, а так же с лицензией ССО