Музей и церковь: точки соприкосновения (продолжение # 3)
Автор @hranitelmuzeya
Существует масса примеров, когда музей и церковь связаны неразрывно, например, если говорить о Свердловской области, это музей-заповедник в с. Нижней Синячихе, где экспозиция находится в Спасо-Преображенском храме, здесь же проходят и праздничные богослужения. Но при этом сам храм находится в ведении музея-заповедника.
И таких примеров можно привести массу не только в Свердловской области, но и по всей России, где храмы-музеи еще и осуществляют непосредственно миссию церковного учреждения. Существуют и другие варианты, как, например, в случае с нашим музеем-заповедником. Хочется рассказать об этом более подробно.
Территория Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (ВГИАМЗ) находится в историческом центре города — кремле, памятнике каменного зодчества XVIII–начала XX века, и включает в себя ряд объектов архитектурного наследия Верхотурья: Государевы амбары — 1703 г. (перестроены в 1913–1914 гг.), Дом воеводы — 1701 г. (перестоен в 1802 г.), Приказные палаты — 1700 г. (перестроены в 1825 г.), Уездное казначейство — 1913– 1914 гг. и украшение всего кремлевского ансамбля — Свято-Троицкий собор — 1703–1712 гг., главный приходской и действующий храм города, единственный объект, который не перестраивался и сохранил свой первоначальный облик.
Свято-Троицкий собор считается одним из ярчайших архитектурных памятников города — жемчужиной «московского» «нарышкинского» барокко на Урале. Свято-Троицкий собор был доминантой до начала XX века. Сам собор являет собой памятник Петру I, о чем свидетельствует изразцовая надпись. Но на сегодняшний день собору требуется реставрация.
В самом соборе и в ограде находятся захоронения знаменитых людей и священников: одно из них (в самом храме) сына воеводы Ивана Траханиотова, закончившего строительство кремля в 1712 году. Захоронение было случайно найдено при ремонтных работах, но не была установлена личность, т. к. памятные плиты и надписи были утрачены.
Установить личность помогли записи в книге Василия Баранова. Так по инициативе директора музея-заповедника Н. Н. Новиченкова и при поддержке настоятеля храма о. Виктора (Титова) была восстановлена плита на захоронении воеводского сына. В ограде Свято-Троицкого собора в 2011 году были захоронены останки первых жителей города (XVII века), найденные в результате проводимых на территории кремля в начале 2000-х годов археологических раскопок. Инициатором данного мероприятия стал музей-заповедник при содействии благочинного верхотурских монастырей, игумена мужского Свято-Николаевского монастыря о. Филиппа (Ельшина) и настоятеля храма о. Виктора (Титова). Настоятелем храма о. Виктором (Титовым) был отслужен молебен, на котором присутствовали сотрудники музея и краеведы города.
На данный момент Свято-Троицкий собор является государственной собственностью и находится в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области ВГИАМЗ (Верхотурского историко-архитектурного музея-заповедника) при совместном использовании с епархией, но при этом существует как самостоятельное церковное учреждение.
Продолжение следует
Литература:
1.Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы — М.: Академический проект, 2003.
2.Христианство: словарь. / под ред. Митрохина Л. Н. — М.: «Республика», 1994;
3.Васильева Е. Н. Церковь с точки зрения ортодоксального и неортодоксального
богословия. // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: «Грамота», 2007. — № 2.
4.Анохин Д. Храм и музей: конфронтация или сотрудничество. // Журнал Московской Патриархии. — М.,1993. — № 1.
5.Концепция развития Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника до 2020 года.
Изображения из архивов редакции Истфака, музеев ВГИАМЗ, СОКМ, Пермского краеведческого музея, Карпинского краеведческого музея, а так же с лицензией ССО