Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mikkitezz
7 лет назад

Из истории РПЦ в XIII-XIV века. Митрополит Максим и важнейшее решение в судьбе РПЦ

  Продолжая рассказ о судьбоносном периоде в жизни РПЦ, остановлюсь на принципиальном для всей последующей жизни нашего государства и церкви моменте – переносе митрополичьей кафедры из Киева на север во Владимир. Это очень интересный вопрос, особенно в свете современной политической и церковной ситуации в Украине.  

  В предыдущем очерке я подробно рассказал о деятельности митрополита Кирилла III  https://golos.io/ru--istoriya/@mikkitezz/iz-istorii-russkoi-pravoslavnoi-cerkvi-mitropolit-kirill-iii

в этом очерке расскажу о его приемнике 

митрополите Максиме (1283-1305)

  Митрополит Максим был греком и был назначен на русскую митрополичью кафедру без согласия русских князей и русского духовенства. Ситуация раздробленности и отсутствия какого-либо единого центра делало это согласие не обязательным. Главным источников власти для русских земель была Золотая Орда, поэтому свою первую поездку митрополит Максим совершает в Сарай к хану Туда-Менгу (1282-1287). Как мы уже упоминали в предыдущем очерке, русский митрополит был не только предстоятелем РПЦ, но и выполнял поручение византийской церкви и императора. Поездка прошла успешно, привилегии РПЦ и её новый глава получили одобрения хана и уже в 1284 году в Киеве, митрополит Максим собирает русских епископов, скорее всего для объяснения позиции греческого патриарха о раннее состоявшейся Лионской унии (1274). Лионская уния это очередной неудачный проект объединения западной и восточной церквей и не была принята в Византии и других православных землях.    

  Митрополит Максим по своему стилю руководства РПЦ, очень напоминал предыдущего митрополита Кирилла III. Начиная с 1285 года, Максим  проводит много времени в северных епископствах, замещая вакантные кафедры Новгорода и Твери. Совершил митрополит максим и поездку на Галицко-Волынскую землю, где встретил будущего своего приемника Петра.    

 Конец XIII века время апогея феодальной раздробленности практически на всех землях Киевской Руси (исключением является Галицко-Волынская земля). Постоянная борьба двух сыновей Александра Невского Андрея и Дмитрия Александровичей за престол приводила к плачевным результатам. Русь ослаблена, монгольские правители вмешивались в дела русских князей, совершая постоянные набеги на «провинившихся» правителей. 1281 году поход Кавгадыя, 1282Турантемира, 1293 - «Дедюнева» рать. Последняя рать по свидетельству летописцев разорила Северо-Восточную Русь не меньше чем поход Батыя.  

 Именно в этой ситуации и происходит постепенное разделение русских земель на две значительных части Северо-Восточной, где постепенно начинает набирать силы два крупных центра Тверь и Москва и Юго-Западную, где первоначально сильна Галицко-Волынская земля, а впоследствии место объединителя занимает Литва (смотрите мои очерки о Литве). Формально РПЦ не поддерживала ни один из центров, но уже при митрополите Кирилле III она стала перемещать центр своего внимания на Север.   

 В 1299 году внутри Орды вспыхнула борьба между ханом Тахтой и могущественным беклярбеком(первый министр) Ногаем. Ногай владел западной частью Золотой Орды и хан Тохта в походе против него, сжег Киев, ввергнув его в состояние «батыевого разорения». Это становится причиной окончательного переноса резиденции митрополита на Север. Митрополит Максим выбирает для своей новой резиденции город Владимир.    

 Владимир был выбран как стольный город Северо-Восточной Руси. Ярлык великого князя Владимирского давал князю старшинство над всеми остальными князьями Северо-Востока (традиция окончательно закрепилась при Александре Невском). Важной чертой Владимира было отсутствие самого великого князя в городе, по сложившейся традиции князья получившие ярлык управляли княжеством из своей отчины (территория, переданная во владение при разделе отцовского удела). Например, великий князь Дмитрий Александрович, как отчиной владел Переславлем-Залесским, и став великим князем продолжал управлять землями из этого города, во Владимире находились его бояре и управляли Владимирским княжеством от его имени.   

 Как часто бывает перенос митрополичьей резиденции, сопровождалось чудесным событием и нуждалось в Божественном повелении.  В церковной традиции говорится, что перенос столицы произошел после явления в 1299 году митрополиту Максиму во сне Богородицы с Иисусом на руках. Богородица велела митрополиту перенести ставку во Владимир и подарила омфор (часть праздничного облачения епископа). Это чудо очень напоминает подобное явление Богородицы князю Андрею Боголюбскому в XII веке при переносе столицы из города Суздаля во Владимир.   По велению митрополита Максима была написана икона Богоматери, которая существует до сих пор и известна как Максимовская икона Божьей Матери

Переезд митрополита во Владимир имел ряд положительных сторон.  Митрополит оказывался в столице Восточной Руси и мог более деятельно управлять епархиями этих земель. Северо-Восточные епархии были больше населены и имели больший доход, именно в них располагалось большее количество монастырей и владений РПЦ. Митрополит сохранял титул митрополита Киевского и всея Руси и старался сохранить под контролем всю русскую церковь.      

 Отрицательными последствиями переезда митрополита во Владимир стало втягивание владыки в постоянные войны между русскими князьями за Владимирский престол. Митрополиту поневоле приходилось вставать на сторону одного из соискателей ярлыка великого князя и авторитетом церкви поддерживать его притязания. Но самой большой опасностью становилось постепенное отделение Юго-западных епархий в отдельную административную единицу, не подчиняющуюся митрополиту, живущему так далеко во Владимире.     

Все вышеизложенные негативные стороны проявились сразу же после переезда Максима во Владимир. Митрополит оказался втянут в борьбу между князьями за Переславль-Залесский, а впоследствии в 1304 году в начало конфликта между Юрием Даниловичем Московским и Михаилом Ярославовичем Тверским за великое княжение.     

 Митрополит Максим пытается сгладить противоречия между Тверью и Москвой, но поддерживает законного великого князя (получившего ярлык от хана и по праву первородства) Михаила Ярославовича Тверского. Юрий Данилович не согласен с этой позицией и уезжает в Орду, стараясь получить ярлык для Москвы. Так начиналась борьба между Москвой и Тверью, ставшая главным политическим событием на последующие несколько десятилетий в Северо-Восточной Руси. 

В 1303 году произошел первый раскол русской митрополии, через выделение кафедры Галицкой митрополии для Юго-Западной Руси. Юрий Львович, внук Даниила Галицкого смог добиться от константинопольского патриарха создания этой митрополии, ввиду переезда Максима далеко на север во Владимир . Митрополитом Галицким стал галичанин Нифонт.

 Скончался митрополит Максим 6 декабря 1305 года и впервые был похоронен не в Киеве, в Успенском соборе города Владимира, над местом его захоронения была помещена Максимовская икона Божьей Матери.   

 Подводя итог деятельности митрополита Максима, хочется подчеркнуть, что перенос резиденции во Владимир был объективным шагом в жизни РПЦ. Большая часть русских земель находилась под властью Орды, старшим князем по ордынским ярлыкам считался князь Владимирский. Альтернативой мог являться перенос резиденции в Юго-Западную Русь, но при этом варианте, РПЦ оказалась бы под сильным влиянием католичества, что в перспективе привело бы к расколу и выделению отдельной части земель в Северо-Восточную епархию. Что собственно и произошло после Флорентийской унии в XV веке.     

Расположение резиденции митрополита Всея Руси во Владимире повысило престиж этого города, как столицы всех русских земель и способствовало переноса центра политической и духовной жизни русских княжеств на Северо-Восток.   

  Литература:

 Макарий (Булгаков), митр. История русской Церкви. М., 1995

 Голубинский Е.Е. История русской церкви. Том 2. М., 1900 

Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Том 1. М., 1995 

7
0.207 GOLOS
На Golos с November 2016
Комментарии (11)
Сортировать по:
Сначала старые