История Японии | Положение женщины в японском обществе XVII – XIX вв.
Доброго времени суток, дорогие друзья!
В 17-19 веках большинство самурайских идеологов и авторов домашних кодексов, о которых я говорил в одном из предыдущих постов, писали исключительно с расчетом на мужскую аудиторию, ибо семейное хозяйство передавалось по мужской линии. Кроме того, все важные государственные должности также занимали мужчины. В книге «Хакагурэ», автором которой является самурай Ямамото Цунэтомо, прямо сказано: «Дочери пятнают имя семьи и являются позором для родителей. Исключением является старшая дочь, а остальными можно пренебречь».
Несмотря на такое весьма категоричное и грубое отношение со стороны Ямамото, другие авторы уделяют больше внимания женщинам, а именно той роли, исполнение которой они ожидают от женщины в своем доме. Одним из популярнейших трактатов, посвященных воспитанию женщин, был труд «Великое учение для женщин», которые в 1716 году опубликовал конфуцианский ученый Кайбара Эккен.
В 19 главах он утверждал, что женщина во всем обязана подчиняться своему мужчине и всю свою жизнь должна играть роль прилежной домохозяйки. Что касается юности, то «главной обязанностью девочки в доме родителей является проявление почтительности к своим отцу и матери». После замужества, женщина должна была «смотреть на мужа как на своего господина и служить ему со всей учтивостью» и ни в коем случае не перечить ему, выполняя все приказы мужа. Рождение детей, желательно мальчиков, было одной из главных обязанностей жены.
С появлением же потомства, помимо всего прочего мать должна «кормить, стирать, зашивать одежду» и прочее и прочее. Кроме этого, жена должна была почитать родителей своего мужа в разы сильнее, чем собственных, и выполнять любые их требования. Откуда у женщины должно было взяться столько времени и сил на все это, Кайбара Эккен не уточняет.
Что касается девушек, которые пренебрегают всем вышесказанным и живут «не по правилам», то они по учению Эккена жалки и слабы, ибо поддались своим женским «врожденным недостаткам» - клевете, зависти, глупости и злости. Такие девушки, по мнению Эккена, лишний раз доказывают превосходство мужчины над женщиной и разрушают брак своим поведением. Поэтому, «Великое учение для женщин» дает любому мужчине право развестись со своей женой в следующих случаях: если она не подчиняется его родителям, если она не может родить ребенка, если она была уличена в измене, если она чрезмерно ревнива, если она болеет тяжелой болезнью и если она разрушает гармонию в доме. Пункты, касающиеся ревности и гармонии в доме, поразили меня больше всего. Такие вот условия...
Надо сказать, что подобные идеи в то время были присущи не только Кайбара Эккену. К примеру, знаменитый японский ученый 18 века Хосои Хеису постоянно твердил: «В юности девушка должна подчиняться своим родителям. Выйдя замуж, она должна подчиняться своему мужу. В старости она должна подчиняться своим сыновьям». В принципе, все подобные изречения можно сократить ровно до двух слов: «Должна подчиняться!».
Женщины, будь то крестьянки или девушки знатных родов, рассматривались японцами той эпохи как некая однородная масса, которой обязательно нужно руководить и наставлять на истинный путь. Их «сжатые сердца», в отличии от открытых мужских, легко делают их злыми и тщеславными, алчными и лживыми. Поэтому каждая девушка путем послушания, чистоты, доброжелательности, бережливости, скромности и усердия должна подавить свое «нутро» и найти подлинное сердце.
Надо признать, что подобные проповеди были довольно действенны - поколения дочерей самураев, торговцев и крестьян становились послушными женами, какими их в своих трудах изображал Кайбара Эккен и другие. Однако, хотя многие заповеди японских мыслителей и в правду накрепко засели в общественной мысли Японии той эпохи, чаще всего идеализированные кодексы поведения довольно сильно расходились с реальной жизнью. Вся эта теория была очень стройной и красивой, но в жизни все было немного иначе.
Первое, что хотелось бы отметить: японские женщины были не настолько сильно привязаны к домашнему хозяйству. К примеру, горожанки часто на равных (!) помогали своим мужьям вести торговлю и даже вели учетные записи доходов и расходов. Мало того, во многих городах на западе Японии женщина могла стать главой целого домовладения, хотя обычно это функцию выполняет исключительно мужчина! В провинциях та же картина: жена с мужем сообща вели хозяйство и работали в полях.
Женщины, которые не были счастливы в браке, старались найти способ выжить в неблагоприятных условиях. Некоторые продолжали жить с ненавистными мужьями и старались прекратить их жизнь в ад. Другие попросту отказывали мужьям в сексуальных удовольствиях. Правом развода женщина наделена не была, так что приходилось действовать такими способами. Что касается развода, то воин, желающий разорвать брачные отношения, просто-напросто писал своей жене письмо, которое называли «три с половиной строки». Вслед за этим письмом женщина получала обратно свое приданное и возвращалась к родителям, дети же оставались за отцом. Повторные браки были недопустимы, так как это считалось великим позором.
Что касается женщин из крестьянского и торгового сословий, то они располагали большей свободой. Некоторые из них уходили в так называемые «храмы развода», чтобы пресечь нежелательное замужество. В этих храмах женщина служила 2 года, после чего она становилась абсолютно свободна. Однако, это был путь длинный и тернистый, поэтому большая часть крестьянок и горожанок попросту уходили из дома, зачастую захватив с собой детей и деньги. Более того, «разведенные» таким образом женщины нередко выходили замуж еще раз, и это никак не пятнало их честь и достоинство, как то было с девушками высших кругов.
К разговору о незнатных женщинах, многие из них до замужества вообще работали вне дома! Они шли работать швеями, прачками, банщицами, проститутками, монахинями, прислугой, массажистками, продавщицами и даже плотниками. Большая часть женщин шла на заработок в качестве служанок в дома зажиточных купцов и знатных самураев. Помимо того, далеко не всегда женщины отличались тем послушанием и покорностью, которые в них желали видеть авторы многочисленных трактатов. Например, дурной славой пользовались жившие вне дома своих хозяев служанки, так как они постоянно распускали всяческие лживые сплетни про своих покровителей и активно обсуждали с каждым встречным их семейные проблемы. Также, зачастую они подворовывали из дома хозяев, а иногда и напрямую нападали на своих работодателей. К примеру, в 1660-е года одна женщина поочередно работала в шести (!) самурайских домах, каждый из которых она под чистую обворовывала, после чего сжигала дом дотла! В конце концов она была схвачена и сварена котле с кипятком =)
Таким образом, описываемые в трактатах примеры «идеального поведения», ровно как и множество наставлений молодым девушкам, слабо отражали реальное положение дел. Все это были лишь красивые слова, то желанное, которое никак не стыковалось с действительностью. Конечно, большая часть молодых японок 17-19 века и в правду придерживалась всех правил, описанных в кодексах — это факт, однако обязательными к исполнению эти наставления на «путь истинный» никогда не были, и поэтому многие девушки (особенно незнатные) ими смело пренебрегали и вполне комфортно себя чувствовали!