Форма воды: мнение без спойлеров
Потенциально главный триумфатор премии Оскар 2018, новый фильм Гильермо дель Торо получил столько любви и обожания от кинокритиков, что хватило бы не на один десяток хороших фильмов. И это даже немного странно, ведь жанр «Формы воды», как правило, не получает в свой адрес стольких дифирамбов. Все это подогревало во мне дополнительный интерес к картине, но уже через 20 минут просмотра большая часть вопросов отпала сама собой.
Соединенные Штаты Америки, начало-середина 60-х годов прошлого века. Главная героиня по имени Элайза работает в военном научно-исследовательском комплексе простой уборщицей. Жизнь Элайзы проста и однообразна, а скрашивают ее лишь парочка друзей, просмотр мюзиклов и ритуальная утренняя мастурбация. Отчасти вести более насыщенную жизнь мешает немота девушки, вызванная проведенной в детстве жестокой операцией – кому и зачем она потребовалось так и остается загадкой. Впрочем, с появлением на базе некого загадочного существа-амфибии, меняется жизнь и Элайзы, и ее друзей, и даже новообретенного недруга в лице полковника Ричарда Стрикленда.
Первое, что нужно знать о «Форме воды» – это очень медленный фильм, сюжет в котором развиваются настолько неспешно, насколько это вообще возможно. Чтобы быть уверенным, что зритель наверняка осознал временные промежутки между событиями, дель Торо не ограничивается лаконичным «прошло столько-то времени», а в общих деталях показывает каждый из минувших дней. Не могу сказать, что это плохо, но где-то к середине фильма начинает казаться, что режиссер просто искусственно растягивает хронометраж картины.
Во-вторых, фильм получился до жути политкорректным. В принципе, это уже стало едва ли не обязательным условием, если кинематографисты хотят, чтоб их картина была отмечена Академией, но «Форма воды» превзошла даже «Прочь», что само по себе нелегкая задача. Из-за этого главный злодей, совмещающий в себе абсолютно все негативные качества, презираемые современным западным обществом, выглядит максимально карикатурно. В серьезных фильмах уже очень давно не делают антагонистов однозначно плохими ребятами, добавляя им хоть каких-то положительных черт – так персонаж выглядит более живым и реальным. Полковник Стрикленд – фанатик, расист, ксенофоб и шовинист, промышляющий сексуальным харрасментом, выглядит скорее собирательным образом всех SJW-пугалок, чем живым человеком. Неудивительно, что Майкл Шеннон, которому досталась эта роль, стал единственным из основного каста, не получившим номинацию на Оскар – при таком скудном материале ему просто не с чем было работать.
А вот Октавия Спенсер, воплотившая на экране Зельду, подругу Элайзы, номинацию получила, хоть ее персонаж был не менее скудным, чем у Шеннона. У «Формы воды», если не брать в расчет Элайзу, вообще удивительно скудные персонажи. Я бы даже сказал, что они скорее похожи на функции, чем на настоящих людей. Чернокожая Зельда – обычная женщина, гнущая спину на непрестижной работе, пока муж просиживает штаны у телевизора – в критической ситуации оказывается обладательницей стальных шаров таких огромных размеров, что им позавидовал бы и Марион Кобретти. Художник Джайлс, которого сыграл Ричард Дженкинс, – престарелый гей во времена, когда к людям нетрадиционной ориентации относились без современного пиетета. Естественно, по мере развития сюжета ему приходится столкнуться с неприятием и ненавистью, но он стойко принимает случившееся. Дженкинс, кстати, тоже номинирован на Оскар, но в сравнении с Октавией его номинация выглядит куда более заслуженной.
Зато к Салли Хокинс, сыгравшей Элайзу, нет вообще никаких претензий. Ее попадание в образ можно назвать идеальным, а актерскую игру выдающейся. В сравнении с той же Фрэнсис Макдорманд из «Трех билбордов», которая на протяжении двух часов замечательно играла одну эмоцию с небольшими вариациями, персонаж Хокинс оказался куда более разнообразным и комплексным. Вообще, следить за Элайзой, этим трогательным миксом наивности, доброты, храбрости и оптимизма – сущее удовольствие. По сути, только она позволяет перенести медленный нарратив «Формы воды» без закатывания глаз и тяжелых вздохов, за что ей огромное человеческое спасибо.
В защиту зрителя от скуки свой вклад вносит и картинка. Антураж 60-х с небольшим налетом футуризма, конечно, не дотягивает до стиля Fallout, но смотрится очень здорово. Цветовые решения для военных локаций, гражданских и сцен с местным Ихтиандром заставляют задуматься, а не пора ли уже Гильермо дель Торо называть «главным визионером нашего времени», отобрав этот титул у Зака Снайдера.
Подытоживая, «Форма воды», несмотря на достаточно высокий уровень насилия, – это пусть и простоватая, но добрая и красивая сказка про любовь и дружбу, которые могут преодолеть любые препоны, если люди будут оставаться самими собой и не станут пасовать перед агрессией. Я не скажу, что кино получилось каким-то выдающимся, но смотреть его интересно, особенно если вас не смущает излишняя затянутость повествования и настырно продвигаемые идеи всеобщего равенства.
75/100
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь, будет интересно: @kinoshka
Изображения: 20th Century Fox.