Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
tyi-ra
6 лет назад

Новый альбом группы СПЛИН "Встречная полоса" - мнение, чувства и рассуждения

enter image description here

Обложка

Как справедливо заметил кто-то на просторах Сети, после выхода каждого нового альбома группы "Сплин" её слушатели делятся на два лагеря – одни радуются новинкам, с удовольствием слушают песни и, ничуть не кривя душой, восхищаются, другие же со вздохом констатируют, что "Сплин" уже не тот". Не желая придерживаться ни одной из данных точек зрения и стараясь быть в меру объективной и нейтральной, при этом искренне уважая и любя творчество Александра Васильева со товарищами, хочу поделиться сегодня своими впечатлениями и мнением касательно того самого, пятнадцатого по счёту, юбилейного альбома группы "Сплин". (А их уж 15! Да-а, время, однако, летит...). Говорю сразу – я не критик, ни музыкальный, никакой вообще. Поэтому не рецензия, не оценка, не рейтинг и ничего подобного – именно впечатление и мнение. Субъективное и основанное исключительно на личных ощущениях, чувствах, опыте, знаниях и ещё не пойми чём, что зовётся в простонародье критерием "торкнуло-не торкнуло".

Официальный релиз пластинки под названием "Встречная полоса" состоялся 25 мая 2018 года, хотя уже за несколько дней до этого все песни оказались в свободном доступе. Причём не только в охаянном в последнее время и уже чуть ли не оппозиционном Телеграме, но, например, и ВКонтакте. Само собой, заранее был доступен платный предзаказ на iTunes, это в порядке вещей. Но в данной связи у меня возникает вопрос – а смысл тогда назначать день официального выхода, если альбом уже можно слушать, причём бесплатно? Просветите, кто сведущ в подобных вопросах музыкального мира, я действительно понять не могу. Может, это теперь нормально и так принято?

Ну да это всё предисловие, случайные наблюдения. Почему-то пропустив мимо множество постов с опубликованными песнями, я дождалась 25-го числа и послушала альбом в день объявленного релиза. Не знаю, отчего вдруг захотелось такой "правильности", но было однозначное чувство того, что всему своё время. Хотя ни песни, ни их исполнение, не могли, конечно, измениться за пару дней... Опять эта моя странная околофилософия... Я не ждала альбома с обычным для поклонников нетерпением, не считала дни и не кинулась к наушникам даже с утра пораньше 25-го. Видимо, я вообще не фанат, не "сплиноман", как именует себя множество неравнодушных к группе людей. И я рада, что перестала фанатом быть.

Четыре песни: "Тепло родного дома", "Булгаковский марш", "Волк" и "Когда пройдёт 100 лет", выпущенные синглами до выхода альбома, я уже слышала. Всего же в новую пластинку вошли 11 композиций, автором текстов десяти из которых стал лидер коллектива Александр Васильев. Текст стоящего в трек-листе шестым по счёту "Булгаковского марша" принадлежит, соответственно, Михаилу Булгакову. Ниже – трек-лист и участники записи:

1. Встречная полоса
2. На утро
3. Чей-то ребёнок
4. Испанская инквизиция
5. Тепло родного дома
6. Булгаковский марш
7. Шпионы
8. Шаман
9. Когда пройдёт 100 лет
10. Волк
11. Яблоко

  • Александр Васильев – вокал
  • Алексей Мещеряков – барабаны
  • Дмитрий Кунин – бас-гитара
  • Вадим Сергеев – гитары
  • Николай Ростовский – клавишные, сэмплы

enter image description here
фото

Предыдущий альбом "Ключ к шифру" вышел в 2016 году и, по имеющимся сведениям, группа сразу же приступила к работе над новыми записями. Уже летом 2017 года Александр Васильев в интервью "Нашему радио" сообщил, что группа "Сплин" записала двенадцать новых песен. Двенадцатой стала не вошедшая в итоге в альбом русскоязычная кавер-версия песни Джона Леннона "Герой рабочего класса" – возникли проблемы с оформлением авторских прав. Первый сингл предстоящего альбома, "Тепло родного дома", увидел свет 15 декабря 2017 года, а 1 апреля уже года 2018-го публике в виде анимированного клипа был представлен "Булгаковский марш". Основная работа над альбомом была проделана на собственной студии группы в Санкт-Петербурге, где писался "Ключ к шифру", но чистовую версию пластинки музыканты записали на известной студии "Добролёт", также базирующейся в Питере.

Итак, теперь вы ознакомлены со всей официальной информацией, касающейся нового альбома "Сплин" и распространённой повсеместно. Надеюсь, она была кому-то полезна. А если нет – можете мотнуть на абзац ниже, самое интересное начинается дальше.

Давайте так – сначала в общем об альбоме, а потом пройдёмся по каждой из песен. Постараюсь не слишком нудить и не писать простыней, как у меня обычно водится. Кстати, первый мой пост на Голосе, после ознакомительного, был именно о концерте этой группы. Что ж, выходит, вновь

п р о С П Л И Н.

Знаете отличный способ не разочаровываться? Он до смешного прост – не стройте преждевременных ожиданий. От нового альбома сплинов я не ожидала ничего. Я, собственно, и сам альбом особо не ждала, как уже сказала. Помню, когда узнала о начале работы над ещё безымянной тогда пластинкой, будто сразу почувствовала что-то, что описать могу только словами "не то". Уж не знаю, отчего, но шевельнулось внутри не предчувствие, а ощущение: два года между альбомами – это маловато. Маловато, на мой взгляд, когда группе уже перевалило за энное количество лет. Хотя у Васильева и Ко постоянна практика выхода пластинок с разницей в год-два, "Встречная полоса" оставила у меня ощущение некоей торопливости, будто группу кто-то подгонял, чтоб успеть в нужный срок. Не не доделали, нет, но словно "не выдержали", как хороший напиток, не отлежались на полке эти песни столько, сколько нужно, не шлифанули их хорошенько музыканты перед тем, как выдавать релиз. Уж не знаю, чем руководствовался Васильев и остальные участники коллектива. Надеюсь, всё же приливом вдохновения и желанием работать и сочинять новое. Совсем грустно будет, если чем-то иным...

Многие уже назвали "Встречную полосу" экспериментальным альбомом, кто-то увидел в нём новизну, а кто-то – возвращение к корням и тому самому "старому доброму" Сплину, который все так любят. Насчёт эксперимента соглашусь, даже более чем, потому что порой возникали мысли типа «Что это вообще такое? Зачем это здесь?». Альбом удивил – это несомненно, но меня пока точно не в самую лучшую сторону.

Что составляет песню? Тесты, музыка и подача, то бишь голос и манера исполнения. С последним у Александра Васильева ни проблем, ни изменений особых нет – свой стиль он более чем держит и изменять ему, похоже, не собирается. Музыкальное оформление альбома относительно порадовало человека, не особенно сведущего в музыке. В одном из интервью Васильев сказал, что, работая над «Встречной полосой» приносил только заготовки, наброски песен, задавал ритмику, а «свои партии все музыканты прописывали сами». Видно и слышно, что группа очень хорошо чувствует друг друга, и работает, как и всегда, слаженно. Выделяются партии барабанщика Алексея Мещерякова – они во «Встречной полосе» очень яркие, подчас полностью определяющие строй песни. Заметно и влияние приглашённых музыкантов – струнных, а так же участников группы «Ленинград», которые, по словам Васильева, «выходили из студии действительно одухотворёнными». Музыка хорошая, на некоторых композициях действительно увлекающая, но не до такой степени, чтобы сносило крышу и хотелось воскликнуть: «Вау, вот это круто!». Можете считать, что я придираюсь, но таких ощущений ведь ждёшь от любимых музыкантов. И, более того, скажу вам, что за последние полгода я именно так и говорила о нескольких реально «зацепивших» вещах.

Тексты… Всегда визитная карточка группы «Сплин», названный уже кем-то когда-то «лучшим поэтом русского рока» Александр Васильев, который сам признавался, что так и не смог писать хорошие стихи, а не тексты для песен… Русский рок – это извечные 70% текста и 30% музыки. Соотношение примерное и обобщённое. Тексты «Встречной полосы» показались мне очень простыми. Чересчур. Даже примитивными. Удивительно для Васильева! Может быть, дело во мне, но куда-то пропали яркие, сочные образы, пропало любимое, чисто сплиновское волшебство. Я не хочу придираться, я говорю то, что чувствую. У меня дух захватывает от некоторых текстов Васильева, я читаю их стихами и ощущаю что-то внутреннее, непередаваемое словами. В этот раз такого не случилось.

Не было того самого «мороза по коже», ни разу. Знаете, мурашки вообще очень хорошая мерка – зацепило или нет. Да, иногда пробирает не с первого раза, но сейчас я просто послушала песни и пошла дальше. Не осталась в том мире, что создали музыканты, не было ощущения погружения, проникновения куда-то выше, дальше… Конечно, каждый новый альбом любой группы стоит рассматривать как самостоятельную, отдельную единицу. Поэтому я постараюсь сравнивать как можно меньше, но не судите строго, если от сравнений всё же не удержусь.

70-30 – в русском роке, на Западе же – 50-50 по музыке и текстам. У меня есть версия, что Александр Васильев сделал попытку написать так, как редко пишут у нас. Я не говорю о «косить под Запад»! Но не делать акцента на текстах, сосредоточиться на музыкальном звучании. Что мне нравится, помимо прочего, в группе «Сплин» последних нескольких лет, так это стремление к обновлению, а не только «поддержанию марки». Музыканты ищут и пробуют новое – вспомнить «Окраины» из предыдущего альбома – рэп, но роковый рэп! За развитие – всегда респект. Но о музыке я уже говорила – по-моему, точно могут лучше, уж с имеющимся на данный момент составом точно.


Нашаманили

Лично я после того, как увидела ещё только трек-лист альбома, сразу обратила внимания на два названия – «Шаман» и «Волк». Стало уже интереснее – темы близки. Тем более, что в ранних альбомах у Васильева «шаманская» линия прослеживается в целом ряде песен – всё хочу сделать подборку и разложить всё по строчкам и смыслам. Ну а о волке – любимом моём звере – многие писали и пели, а у «Сплин» волк лишь однажды был героем песни «Сказка». «Ну посмотрим, что нашаманили…», – с этой мыслью я открыла альбом и нажала клавишу «плей». Что ж, давайте посмотрим!..

1. Встречная полоса

Первая песня альбома, давшая ему название, стала одной из двух композиций, которые я могу выделить, которые с натягом, но «зашли». Хороша, на мой взгляд, музыка – интересное интро, как раз для вступления в альбом, завлекающая слушателя, настраивающая на нужный группе лад. Во «Встречной полосе» есть, пожалуй, именно то дуновение, дыхание «Сплина» двадцатилетней давности, того самого «старого доброго», но поданного, само собой, в обновленном виде. И это хорошо! Потому что необновление для группы – есть зависание, топтание на одном месте и повтор уже сделанного. Но на уровень, выше, чем «более менее», я песню всё равно поставить не могу. К сожалению.

2. На утро

Ещё один вариант эдакой «классики группы «Сплин». Лирично, протяжно, обволакивающе, по-васильевски распевно… Музыка здесь хороша – настроение полусна-полутранса, именно то самое, предрассветное. Пожалуй, одной музыки хватает, чтобы полностью понять и прочувствовать эту песню. С одной стороны, это хорошо – музыкой говорить сложнее, чем словами, с другой – немного недостаёт гармонии. Я бы назвала «На утро» колыбельной, которую слушают перед восходом солнца.

3. Чей-то ребёнок

Жестковатое повествование о трудностях взросления. Какая же близкая тема! Музыка снова гуд – мощная, даже «качающая» местами, за что вновь спасибо ритм-секции – барабанщику Алексею Мещерякову и бас-гитаристу Дмитрию Кунину. Грубоватых, грозных песен у группы всегда несколько меньше, чем лирики, но я, услышав первые вступительные аккорды, сразу вспомнила «Тревогу» из «Ключа к шифру» 2016 года, понадеявшись на что-то, подобное по силе и атмосферности. Но «Чей-то ребёнок» гораздо мягче, хотя и с попыткой на остросоциальность. Меня вообще не покидает ощущение того, что вся «Встречная полоса» – это одна сплошная попытка… Чего? Пока не могу понять и объяснить. Концовка песни с кричащим рефреном «Я вырос!», оборванная на полуслове, энергетики добавляет, и хочется сказать: «Вот так бы сразу-то!»… Ещё несколько резануло слух близкое к жаргонному «не замели». Понятно, что для создания атмосферы и передачи чувств, но замечаю, что в текстах «Сплин» слова подобного рода встречаются на порядок чаще, чем раньше. Может, это влияние музыкантов «Ленинграда»?...

4. Испанская инквизиция

Простите конечно, но постоянное повторение каждой строчки по два раза навеяло мне воспоминания о нетленке Натали «Ветер с моря дул»… Так, ладно, щёлк, забыли про Натали! А то заест ведь сейчас у всех… Если серьёзно, то от этой песни я ожидала чего-то большего. Она не выходила синглом, но товарищи, с которыми я общалась некоторое время назад, перед одним из концертов услышали, как на саундчеке Александр Васильев пел что-то про испанскую инквизицию, мне это запомнилось. Песня шуточно-ироничная, лёгкая и, спасибо сплинам, не заедающая настолько, чтобы крутиться в голове денно и нощно. Вновь можно усмотреть попытку «возвращения к печке» – шутливых песен у команды не было давно, зато ими изобиловали первые альбомы группы. Новая пластинка, кстати, очень даже наполнена иронией. Как минимум четыре песни из одиннадцати выстроены в сатирическом ключе и эта – одна из них.

5. Тепло родного дома

Эту песню я слушала ещё зимой, и её тогда с нетерпением ждала. И тогда она не очень понравилась и была названа мною «проходной». Но посмотрим, как будет в контексте альбома… В контексте альбома я действительно взглянула на неё иначе. «Тепло родного дома» – второй трек, который я выделяю во «Встречной полосе». Это тёплый, душевный рассказ, в нём наконец ощущается то любимое чувство «разговора» с группой и автором и исполнителем Сашей Васильевым – будто бы хорошим другом твоим, рассказывающим о самом сокровенном. Тема телефонов, «эсэмэсок» и связи на расстоянии, начатая с «Храма», продолжается здесь. И если на концертах «Храм» придваряется несколькими строчками из более раннего «Письма», то «Тепло родного дома» становится ещё одним дополнением и, быть может, завершением трилогии, задуманной Васильевым?

6. Булгаковский марш

Двадцатисемисекундная запись строчек, авторство которых приписано Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Но вот какую информацию касательно этой песни я ещё нашла:

"Песня группы «Сплин» «Булгаковский марш» основана на четверостишии из культового романа «Мастер и Маргарита». По ходу его действия произведение, «ни на что не похожее по развязности своей», звучит в Театре Варьете, где Воланд со своей свитой встречаются с москвичами. Оно исполняется непосредственно после разоблачения председателя Акустической комиссии Аркадия Аполлоновича Семплеярова, склонного к распутному образу жизни. В одноименном телевизионном сериале этот марш исполняет Игорь Корнелюк под аккомпанемент симфонического оркестра. Стоит отметить, что в музыкальном плане между версией группы «Сплин» и саундтреком фильма наблюдается большое сходство. Это наводит на мысль о том, что Васильев при написании марша отталкивался именно от данного варианта. Авторство текста Александр Васильев приписывает Михаилу Булгакову. Однако, по всей видимости, это не соответствует действительности. Исследователи романа «Мастер и Маргарита» нашли корни стихотворения в журнале «Петербургский вестник» (№13, 1862 год). Впервые на него как на источник указал А.Корнеев в публикации «Загадка одного четверостишья», опубликованной в литературно-художественном альманахе «Лазурь» (издательство «Прометей», 1990). В «Петербургском вестнике» стихотворения было опубликовано под псевдонимом «Л.К.» Предполагается, что под ним скрывался Лев Камбек".

Так что история песни выходит поинтереснее, чем сама песня. Мне, если честно, вспомнились более ранние эксперименты группы подобного рода: «За стеной» из «Фонаря под глазом», инструменталки «Океан», «Шаги» и «Паровоз», а также «Люди на ладони» в «Реверсивной хронике событий», «Всё наоборот» из первой части «Резонанса» и вновь инструментальные «Инопланетяне». Есть у «Сплин» пристрастие к непонятным и, на первый взгляд, ненужным, но интересным вставкам, дополнениям к альбому. «Булгаковский марш» в этот раз делит пластинку на две условные части, занимая как раз серединное место в трек-листе.

7. Шпионы

Иронично-ритмично-сатирический этюд на тему таких наболевших проблем. Тут и про санкции, и про оффшоры, и про дороги – в общем, как ни отнекивался, как ни старался Александр Георгиевич максимально отстраниться от политики, не получилось. Но песня не нудная и не жалостно-ноющая, очень даже в стиле Васильева – здесь он, подобно тому, как и в «Тепле родного дома» вновь узнаётся. Не стиль, а Васильев. Вот оно! Кажется, я только сейчас поняла, потому что сижу, пишу это и вновь переслушиваю альбом, чтобы говорить о живых эмоциях. Во многих песнях не хватает именно Александра Васильева, его, самого! Есть голос, есть манера исполнения, но в текстах – будто не он, что сразу отражается на всей песне. В «Шпионах» Александр Васильев вроде бы возвращается к нам.

8. Шаман

Как уже говорила выше, с наибольшим интересом прислушивалась к этой песне. Если раньше о шаманизме у Васильева проглядывали лишь намёки, быть может, даже не всем заметные, то теперь Александр Георгич решил спеть уже в открытую. Это, признаться, и было несколько подозрительным. Чтобы петь о подобных вещах, нужно хорошенько их знать. Нет, не с помощью консультаций «шамана всея русского рока», всячески уважаемого мною Эдмунда Шклярского, который, кстати говоря, действительно очень хорош и сведущ в данной теме. Сплиновский «Шаман» неплох по музыке, отдающей этникой и шаманскими ритмами, вроде бы интересен и общим содержанием, но… Сказки нет! Волшебства, чтоб как в омут и вынырнуть потом после этих пяти минут с ощущением, будто куда-то улетал на время! Может, я опять многого прошу… Но плюс в том, что моя теория о шаманизме в Васильевских песнях (которую я обязательно поведаю) всё же сбывается, хотя намёками было гораздо прекраснее.

9. Когда пройдёт 100 лет

Данная композиция мне по душе за надежду и светлые образы. Слишком уж мало в последнее время, да и всегда, негатива, тяжести со всех сторон. Песня лёгкая, запоминающаяся, позитивная и, возможно, кого-то даже вдохновляющая. Каких-то отличительных особенностей не заметила, за исключением всё той же излишней простоты и практически банальности в текстах. Но я вам с ней уже надоем, если буду постоянно вспоминать.

10. Волк

«Не Саше Васильеву петь о волках!», – было первой мыслью после прослушивания. И вторая мысль такая же. А ведь умеет петь и сильно, и писать мудро, и… Да, здесь лирика, вновь попытка, но опять нет образа, картинка не складывается. Ярко блеснула лишь строчка «Скоро волчица будет кормить волчат», да вступление мелодии напомнило о лунном небе, и всё. Не утверждаю за всех, говорю за себя. Может, воображению вдруг поплохело, хотя вроде не жаловалась. Как-то не в тему здесь столь любимый и примечательный голос с распевностью и протяжностью, «мурлыканье» Васильева, как называют некоторые. О волках не мурлычут – рычат. Моё мнение.

11. Яблоко

Хорошее вступление клавишных вначале. Всё. Больше реально ничего не могу сказать. Перекат слова «яблоко» с разной интонацией звучит на порядок хуже знаменитого васильевского «вадададай-вадай-вадай-вай-вададай» из песни «Страшная тайна». Наверное, я опять не увидела скрытых смыслов, если они там есть…

Что ж, пора подводить итоги, пора завершать столь долгий рассказ. Чувства мои неоднозначны, мысли – несколько беспокойны. За время, пока слушала, писала, анализировала, родилось несколько версий того, почему же новый альбом группы «Сплин» вышел именно таким – с откровенно слабыми, малообразными текстами, средней музыкой и "не цепляющими" песнями. Да, приходится говорить такое об одной из любимых групп. Ведь всё-таки любить – это не слепо фанатеть, как было со мной раньше.

Неудачные альбомы случаются у всех. У меня такое чувство, что Александр Георгиевич устал искать и находить образы, рифмы, ту красоту слов, что была раньше. Просто вообще устал. Расслабился, «всё достало» и т.д.… И рифмует теперь «чаще» и «в чаще»… Если так – то только вдохновения ему и «с кем не бывает»…

Деньги. Версия, в которую мне откровенно, со всей наивной романтичностью шестнадцати лет не хочется верить. Не знаю, способен ли Васильев собрать музыкантов и сказать: «Так, ребята, нам деньги нужны, поэтому садимся и быстренько катаем новый альбом. Старый зашёл, и этот зайдёт». Думать и предполагать за других я не берусь – это уже неуважение к человеку. С другой стороны, для музыкантов это – работа. Но «Сплин», собирающий крупнейшие залы страны, вызывающий восторг у публики исполнением старых песен даже больше, чем новых, и вдруг – всё из-за денег? Не верю сама, но сказать – сказала.

Наконец, версия почти шуточная, образовавшаяся в процессе обсуждения только что. Тексты действительно просты до невозможности – послушайте, почитайте сами. И создаётся ощущение того, что написаны они не Александром Васильевым, которого мы привыкли видеть сейчас, а им же, но многие годы назад. Что, если он взял старые тексты, отрыл из архивов и поставил эксперимент – как воспримет публика? А публика-то ликует, альбом уже назван и «великолепным», и «потрясающим», и даже «о**ительным» (это был комментарий перебежавших поклонников «Ленинграда»).

Предыдущий "Ключ к шифру" называли сильным, мощным и даже тяжёлым альбомом, и он действительно оказался очень удачным, на мой взгляд. Кто знает, может, после столь нагруженного и глубокого во всех отношениях, музыкантам захотелось чего-то полегче, попроще? Но, в таком случае, с лёгкостью и простотой переборщили, танцуя уже на грани попсовости. О, как мне не хочется, чтобы «Сплин» или кто-либо ещё из рокеров переходили эту грань! И я продолжаю искренне надеяться, что этого не случится. Я всё же верю в музыкантов.

Как бы то ни было, а мне всё же несколько досадно. Было бы ещё тяжелей, если бы ждала и надеялась. «Сплин» не тот? Нет, не скажу... Скорее «тот ещё…». Но «Сплин» не «Сплин» в каждой из этих песен. И Васильев будто не Васильев. Хотя почём нам знать их настоящих? Можно только сравнивать, даже если я и не собиралась этим особенно увлекаться. На днях переслушивала старые песни, альбомы, в том числе «Ключ к шифру», что так порадовал пару лет назад. Расстраиваться смысла не вижу, но мне всё же интересно, что сказал бы сам Александр Васильев в ответ на вопросы, которые так хочется теперь ему задать. Глядишь, и скажет ещё в интервью. Кстати, ещё добавлю вот что. Любой хороший музыкальный альбом подобен книге, которую ты читаешь песня за песней, постепенно погружаясь в суть. Концепция «Встречной полосы» мне не ясна, либо же вовсе как следует не обозначена. Альбом, что тот самый «Чей-то ребёнок» – вроде выпустили, вроде «вырос», а чей, как, почему, зачем – не ведомо…

За сим откланиваюсь и в любом случае предлагаю вам самим послушать все песни, если есть на то желание. Моё мнение никоим образом не претендует на абсолютную истину – спорьте, возражайте или соглашайтесь, высказывайте своё, пообсуждать будет очень интересно.

Благодарю за внимание! Слушайте и любите хорошую музыку!

P.S. Да, я склоняю название! Да, я знаю, что по правилам "Сплин" не склоняется! Да, об этом и сам Васильев говорил. Но мне так нравится, мне так слышится и думается. Можете кидаться, чем вам там под руку подвернётся.

7
32.549 GOLOS
На Golos с December 2017
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые