Биология и Познание. На самом ли деле реальность такая, как мы о ней думаем?
Нельзя верить всему, что ты помнишь об этом рассказал Голосу @oxygendependant в своём недавнем посте. А можно ли верить всему, что ты воспринимаешь (видишь, слышишь, осязаешь и т.д.)? Давайте узнаем, что на этот счет говорит современная наука.
Хочу познакомить вас с концепциями чилийского нейробиолога Умберто Матураны. Начиная с 70х годов прошлого века, совместно со своим коллегой Франсиско Варелой, он работает в области биологии познания. Аутопоиэза – одно из основополагающих понятий во взглядах ученого. Термин означающий самопостроение, самовоспроизводство, репликацию живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт. Именно аутопоэзная организация служит для У. Матураны и Ф. Варелы критерием, определяющим жизнь. Это утверждение дает пищу к размышлению всем интересующимся искусственным интеллектом.
На некоторых людей идеи Матураны оказывают шокирующее воздействие. Привести в замешательство может прежде всего то, что нейробиолог, представитель естественных наук, утверждает:
- познание представляет с собой биологический феномен и определяется не объектами внешнего мира, а структурой организма.
- человек обладает функционально и операционально замкнутой нервной системой, не способной различать внешние и внутренние возбудители; поэтому она в принципе не отличает реальность от иллюзии;
- познание основано на «приватном» опыте; как продукт деятельности организма, оно фундаментально субъективно и потому не транслируемо;
- что бы мы не транслировали, собеседник воспримет в рамках ограничений своего сознания.
Эти положения теории дают ответ на вопрос о том, что может достоверно познавать человек:
- познание служит жизнеобеспечению, его основная цель – согласование психики, а значит, оно не является произвольным или точным отображением реальности.
- поскольку отсутствует механизм различения иллюзии и восприятия, возникает ограничение « объективности» чисто коммуникативными целями.
- коммуникация тогда может быть описана как непрерывно обновляющийся процесс, эффективность которого может быть оценена только конечным потребителем.
Такой взгляд на восприятие и познание ставит в неудобное положение все современные направления науки, которые продолжают опираться на эмпирические методы исследования.