Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
dinadiana
6 лет назад

Архитектурное великолепие Лычаковского некрополя

Всем привет. Сегодня мы с вами немного прогуляемся по Лычаковскому кладбищу. Для начала можете заскочить вот сюда, а затем плавно вернуться к этому тексту. Благодаря соблюдению такой последовательности наша прогулка получится куда более гармоничной.

Итак, начнём с традиционного банального факта: Лычаковское кладбище — одно из самых главных достопримечательностей Львова и одно из самых посещаемых его мест. Этот факт неопровержимый: не был на кладбище, считай, не был во Львове.

Лычаковское кладбище — настоящий город мёртвых с асфальтированными дорожками и аллеями, утопающими в зелени.

Кладбище получило своё название в честь района, в котором оно размещалось. Эта часть Львова была заселена ещё в XV веке. В далёкие времена через данную местность проходили караваны, держащие путь в Константинополь.

В средние века было принято хоронить людей на освящённой земле — вблизи храмов и костёлов (людей хоронили в подвалах костёлов или возле церковных сооружений).

Однако кладбища, которые были расположены недалеко от жилья людей, создавали ряд всяческих неудобств для их жизни. Жить среди запаха гниющей плоти было, мягко говоря, довольно неприятно. Подобная традиция захоронения приводила к развитию жуткой антисанитарии и к вспышкам инфекционных заболеваний.

По этой причине император Иосиф II в 1783 году принял решение о том, чтобы убрать все захоронения вблизи храмов и перенести их за черту города.

Воплощение в жизнь принятого императором решения избавило жилые территории не только от неприятного запаха (из-за которого посещение храма превращалось в настоящую пытку: на летних службах во львовских костёлах отчётливо чувствовался запах трупных разложений), но и от инфекций. Инфекционные заболевания часто перерастали в настоящие эпидемии и уносили большое количество человеческих жизней.

Город Львов был разбит на четыре части и было создано четыре загородных кладбища. Из них только Лычаковское кладбище сохранилось до наших дней.

Другие кладбища прекратили своё существование ещё во времена Австрийской империи. Так, на месте Городоцкого кладбища находится Привокзальный базар, на месте Стрыйского — отель и монумент воинам Советской армии, а через Папоровку была проложена железная дорога.

Официальный статус Лычаковское кладбище получило в 1786 году, хотя захоронения там были произведены значительно раньше.

По мнению многих историков, кладбище было основано в XVI веке, однако согласно письменным доказательствам, которые сохранились до наших дней, ещё за три века до создания некрополя на этих землях хоронили людей, умерших от чумы. Место было довольно отдалённым от города, что исключало распространение инфекции среди людей.

С момента официального открытия Лычаковское кладбище сразу же получило статус «элитного» кладбища. И это совсем неудивительно, поскольку жителями центра была в основном городская знать.

Через некоторое время Лычаковское кладбище стало главным некрополем Львова. Именно здесь известные люди города (поэты, писатели, музыканты, политики и просто богатые люди) хотели обрести своё последнее пристанище. В принципе, благодаря их усилиям и стараниям кладбище приобрело такую большую популярность.

В начале XIX века богатые жители города начали скупать земли под строительство склепов. С этого момента на Лычаковском кладбище стали возводиться не просто памятники над могилой, а настоящие шедевры архитектуры — семейные склепы и гробницы. На некоторых из них был выбит родовой герб, который указывал на знатность захороненной семьи.

Гартман Витвер (он является также автором четырёх античных статуй на площади Рынок), Парис Филиппи, Пауль Эутеле, братья Шимзеры, Леонардо Маркони, Тадеуш Баронч, Абель Перье, Юлиан Марковский и многие другие — вот имена тех, чьи руки создавали архитектурное великолепие Лычаковского кладбища.

Усыпальницы, которые были созданы этими людьми, становились семейными. Не одно поколение находило здесь свой вечный покой.

Для благочестивых семейств возводились большие и просторные склепы, которые должны были упокоить прах целого рода. Заказывать изготовление надгробных памятников у известных скульпторов в те времена считалось очень модным среди состоятельных граждан населения.

В 1856 году местными властями было принято решение облагородить территорию кладбища. Для этого были приглашены Карл Бауер и Тит Тхужевский — известные на то время мастера садового искусства. Они создали дорожки, аллеи и множество зелёных насаждений, благодаря чему кладбище полностью преобразилось, став похожим на прекрасный парк.

Популярность Лычаковского кладбища была огромной. Именно по этой причине его несколько раз расширяли до тех пор, пока оно не достигло площади 42 гектаров (именно такая площадь нынешнего некрополя). Территория охватывает 86 полей (участков).

На сегодняшний день Лычаковское кладбище официально переведено в разряд исторических памятников и относится к историко-мемориальным музеям-заповедникам Украины.

На Лычаковском кладбище похоронены такие известные люди, как Иван Франко (украинский поэт и писатель), Станислав Людкевич (композитор), Саломея Крушельницкая (оперная певица), Игорь Билозир (композитор и исполнитель), Григорий Тютюнник (украинский писатель, поэт и прозаик), Микола Колесса (композитор, симфонический, оперный и хоровой дирижёр, педагог), Иван Крипякевич (историк), народный артист СССР Борис Романицкий и его жена Надежда Доценко, советский драматург Ярослав Галан и многие другие.

Здесь также можно встретить могилы известных поляков, которые жили во Львове: Марии Конопницкой (писательница, автор детских сказок), Стефана Банаха (математик), Артура Гротгера (художник), Людвика Ридигера (хирург), Зигмунта Горголевского (архитектор, автор здания Львовского оперного театра) и многих других.

Во времена СССР, начиная с середины 60-х годов, для того, чтобы похоронить своего родственника на Лычаковском кладбище, необходимо было получить специальное разрешение от городских властей. В основном же кладбище было предназначено для захоронения известных общественных и политических деятелей.

Большая часть могил Лычаковского кладбища датируется второй половиной XIX века, хотя встречаются захоронения и более ранние — 1786 и 1797 годов. По некоторым источникам самое старое надгробие датировано 1675 годом, но, к огромному сожалению, я его не видела.

В истории Львова числится много пожаров, один из которых коснулся непосредственно и Лычаковского кладбища: в 1848 году сгорели все книги регистрации захоронений. В связи с этим была проведена новая перепись могил.

Женские фигуры в скорбящих позах, которых можно увидеть на Лычаковском кладбище, — плакальщицы. Их действительно огромное множество в самых разных вариациях.

По их лицам в утренние часы катятся «слёзы». Бытует мнение, что некоторые скульпторы при создании своих шедевров изготавливали систему незаметных желобков в камне. В них скапливается утренняя роса, которая, вытекая из отверстий в области глаз, напоминает настоящие слёзы.

Раньше на Руси без плакальщиц, или воплениц не обходился ни один обряд. Профессионально плакать обучали с самого детства. У плача должно было быть особенное мелодичное звучание (склад). Чем пронзительнее плакальщица плакала, тем большее вознаграждение она получала за свой труд. Оплата труда вопленицы напрямую зависела и от продолжительности плача: чем дольше и профессиональнее плачешь, тем больше получаешь монет.

С похоронами дело обстояло несколько проще. Искренних слёз родственников, которых постигла утрата, в большинстве случаев было достаточно. Провожая своих близких в последний путь, родственники должны были голосить долго и протяжно, иначе их могли заподозрить в равнодушии к усопшему. Профессиональные плакальщицы своим талантом создавали необходимую скорбную атмосферу, тем самым облегчая родным и близким умершего их непосильную плачущую и страдательную миссию.

Что же касается свадеб, то далеко не всем невестам удавалось по-настоящему плакать и тосковать по своей девичьей жизни, прощаясь с родителями. Вот тут и выручали плакальщицы, от таланта которых во многом зависел успех всей свадьбы.

На свадьбу приглашались женщины, которые обладали навыками профессионально лить слёзы часы напролёт, сопровождая плач всяческими причитаниями.

Плакальщицы были обязательным атрибутом. Например, если похороны проходили без вопленицы, то это считалось позором для всей семьи.

Больше всего денег зарабатывали те плакальщицы, которые обладали актёрским талантом, позволяющим им плакать, вопить, кричать и стонать на любой лад, а если они на ходу могли ещё и складывать притчи, соответствующие определённой обстановке, то такой плакальщице полагалось дополнительное вознаграждение.

Профессиональное оплакивание не всегда вознаграждалось деньгами. Иногда плакальщицы приходили просто для участия в поминках или же получали подарки.

Плакальщицы не только часами плакали, кричали, вопили, стонали и причитали, но и били себя в грудь, царапали щёки, заламывали руки. Всё это делалась для того, чтобы оповестить жителей села о случившейся трагедии.

Но вернёмся к Лычаковскому кладбищу. Надписи на надгробиях здесь можно встретить не только на польском, украинском и русском языках, но и на румынском, сербском, итальянском, немецком, латинском, греческом, армянском.

На Лычаковском кладбище захоронено более 400 000 людей разных национальностей и вероисповеданий.

В общем, будете в наших краях, — забегайте. Походите, погуляете, подумаете, постоите возле могилы Ивана Франко, например,

и возле могилы жены его — Ольги Франко. Я нагло подслушала у экскурсовода информацию о том, что Ольга провела свои последние дни в психиатрической больнице. Материальные и бытовые трудности, ежедневные хлопоты, негативное отношение общества — всё это подорвало её здоровье. Нервное истощение со временем переросло в психическое расстройство. Посвятив всю свою жизнь мужу и семье, в 1914 году Ольга Франко была госпитализирована в психиатрическую больницу, а 17 июля 1941 года она умерла, найдя своё последнее пристанище в тени памятника мужа.

На этом, пожалуй, всё.

Постскриптум. Фотографии любезно предоставлены автором, который не любит прогулок по кладбищу.


Чужие окна
Могучие атланты
Не стреляйте в белых лебедей: прогулка по Стрыйскому парку
Солянка будничных кадров: уличные зарисовки
Панорамный ринг: Высокий замок & Ратуша
Кладбищенские натюрморты


Text.ru - 77.00%

4
133.778 GOLOS
На Golos с March 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые