Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
golosgalka
5 лет назад

Как поймать перо Жар-птицы

Золотая хохлома» - бренд всемирно известный не только в наши дни. Народный промысел, родившийся в XVII веке, уже к XIX веку был на пике популярности.
Посуду с золотой росписью везли в Среднюю Азию, Индию, Персию, США и Австралию. А после Всемирной выставки 1889 года в Париже спрос на хохломские изделия резко возрос.

О богатейшем ассортименте продукции семеновских мастеров я рассказывала в одном из предыдущих постов "Семеновское золото". Сегодня речь о том, как изготавливаются удивительной красоты предметы посуды, мебели, сувениры, то есть о фабрике «Золотая хохлома», что находится в городе Семенов Нижегородской области.



Сразу оговорюсь, об экскурсии лучше договориться заранее. Мне повезло: приехав «дикарем», я примкнула к группе студентов. Смотрела, конечно, то, что было мне интересно, но иногда прислушивалась и к рассказу экскурсовода.

В 1916 году в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева, которую возглавил художник Г. П. Матвеев. Позднее на базе школы организовали кооперативную артель «Кустарь - художник». Это и было начало производственного объединения «Хохломская роспись». Помня о заслугах Матвеева, на территории предприятия установлен памятник от благодарных потомков.



В цехе деревообработки впервые увидела, как бьют баклуши не в переносном, а в прямом смысле этого слова. То есть делают заготовки-чурбачки, из которых потом получаются изделия. Целые штабеля кругляшков. Для каждого вида изделий – свой диаметр.



В токарном цехе на станках точат заготовки для матрешек, ваз, чаш, бочат. Ложки и ковши - ручная работа. Полученные заготовки – «белье» сушат и отправляют в цех по нанесению покрытий.



Этот стенд, должно быть, сделан для экскурсантов, на нем все расписано поэтапно.



Подписи на стенде вряд ли можно прочитать, поэтому расшифрую:

Грунтование масляной грунтовкой с целью порозаполнения

Олифление поверхности для создания липкого слоя

Лужение поверхности для придания металлического блеска

Наведение поясков. Художественная роспись изделия. Отводка кромок. Подкраска донышек

Первая защитно-декоративная отделка лаком методом пневмораспыления с последующей термической закалкой

Удаление неровностей и включений с лакированной поверхности

Вторая защитно-декоративная отделка лаком методом пневмораспыления с последующей термической закалкой

Шлифование и подкраска донышек

Сортировка изделий по качеству. Нанесение маркировочного знака.

В** цехе по окраске** «белье» покрывают вапой (жидкой очищенной глиной), получается глиняная на вид продукция. После 7-8 часов сушки начинают пропитывать олифой. Но не той олифой, которую используют в малярных работах. Так называется вареное льняное масло.



Делается это специальным тампоном из овечьей или телячьей кожи, вывернутым наизнанку. Вся процедура очень ответственная. Надо, чтобы олифа распределялась равномерно на поверхности, от этого будет зависеть качество изделия и прочность росписи. За день ее повторяют 3—4 раза. Потом снова сушат, как говорят - до «небольшого отлипа», когда пальцы еще чуть-чуть прилипают к изделию, уже не пачкаются.
Далее наносят, вернее сказать, втирают алюминиевый порошок (так называемое «лужение»), - тоже вручную таким же тампоном. Вот после этого предметы приобретают бело-зеркальный блеск и отправляются в цеха для росписи.

В 1992 году не предприятии был открыт матрешечный цех. Традиционную матрешку расписывают несколько человек, каждый – свою часть рисунка.




Авторскую работу делает один мастер от начала до конца.



В цехах почти домашняя обстановка: много цветов, художницы не в униформе, а легких, удобных халатиках.



Так вот, расписанные изделия снова два-три раза покрывают лаком и в печь.



Там они и превращаются в «золото»: под воздействием температуры серебристая поверхности становится медово-золотистой. Благодаря такой сложной технологии в посуду можно наливать и горячую пищу.



В Семенове роспись повсюду: ею украшены палисадники, детские качели, заборах частных домов.





Местным художницам доводилось разрабатывать орнамент даже для фюзеляжей восьми самолетов британских авиалиний. Таким образом в 2003 году кампания British Airways отметила 40-летие начала своих полётов в Россию.

Один раз в году двери на предприятие открываются для всех желающих бесплатно. В июне, начиная с 2004 года, в Семенове проходит Международный фестиваль народных художественных промыслов. К каждому фестивалю мастера готовят символ-сувенир огромных размеров. Первым была ложка, затем – братина, ковш, в прошлом году – полутораметровый в диаметре глобус. Пятнадцатым чудо-сувениром стала двухметровая ладья – символ надежды, целеустремленности, движения вперед.



Такими помыслами и живут семеновские мастера. Когда-то их прадедам удалось поймать перо Жар-птицы, перенеся его узор и краски на свои изделия. И задача внуков – сохранить промысел, в котором реальность тесно переплетена со сказкой.

Картинка: фестивальная ладья

0
178.042 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (20)
Сортировать по:
Сначала старые