Где растут лилии Клода Моне
Статья @irinadob550 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
С точки зрения местных жителей Клод Моне был чудаком и бездельником.
Населяли Живерни люди простые, работящие, на жизнь тяжелым трудом зарабатывающие. И человек он был какой-то несолидный, жил, опять же, во грехе. Но то - ладно, со своей любовницей Моне расписался спустя несколько лет. Но когда он, скопив деньги, купил участок земли, по которому протекал ручей, и разбил сад с какими-то экзотическими растениями, возмущению селян не было предела! Именно эти растения и стали причиной их недовольства.
В отличие от всех нормальных людей, сажающих у себя на участках картошку, морковку и груши... Хотя, нет, эти края виноградниками славились. Так вот, вместо полезных насаждений столичный художник посадил цветы и бамбук! Его сад не имел никакой практической пользы, а существовал просто так - для красоты!
Соседи Клода Моне всерьез были озабочены, что странные растения могут отравить воду на соседних участках, а стало быть, и землю! Эта вода, дескать, через ручей к ним попадет.
Знали бы они, что именно благодаря этому саду деревня Живерни станет известна всему миру, и что тысячи паломников будут стремиться сюда, чтобы посмотреть на творение Моне!
Я, так точно приехала сюда только за этим. Хожу себе в полном восторге вдоль ручья мимо зарослей бамбука, и сердце замирает при мысли, что все это было придумано моим любимым художником!
Моне и самому нравилось в земле повозиться, но, конечно же, у него были помощники. Точнее, один помощник - очень знающий садовник, в точности выполняющий все, что хотел сотворить владелец. А хотел он создать живую картину! И чтобы вместо красок были цветы!
Если вы думаете, что все, что я вам рассказываю, я узнала от честно оплаченного нами гида, то вы ошибаетесь. Вот он - наш гид, в двух словах объясняющий нам, что к чему. По какой дорожке идти, откуда лучше фотографировать, а куда не заходить. Этакий инструктаж перед тем, как короткими стремительными перебежками промчаться вокруг пруда и бросить нас на произвол судьбы около дома художника.
Даже не сказал, паразит, что из дома - выход только на улицу! И что в сад еще раз выйти погулять уже не получится! А также не объяснил толком, как добраться до автобуса и при этом не заблудиться. Недовольны были все, и ни один человек из нашей группы не оставил ему чаевые! Для сравнения скажу, что вчера, например, каждый дал экскурсоводу как минимум по пять евро! Кроме китайцев, они никогда чаевые не дают и крайне редко что-то покупают.
Возвращаюсь в сады Моне. Я не оговорилась, что назвала их во множественном числе, потому что их - два: Le clos Normand, что переводится как “Виноградник Нормандии” и Le jardin d'eau - Водный Сад.
Сначала Моне владел лишь тем участком, с которым продавался дом. На нем он разбил Le clos Normand.
Этот сад - прекрасен, как ожившая картина своего создателя. Так и было задумано - не сад служил натурой для картин, а наоборот. Как Моне видел его на холсте, так и воплощал в жизнь. Он - очень красив! Но мне, признаться, больше нравится другой - Водный сад.
Землю под него Моне купил через десять лет после переезда в Живерни в 1893-м году. Новый участок примыкал к саду Le clos Normand. От узкого рукава реки Эпт, что протекала через него, отвели ручей, перегородив его небольшой запрудой. Получился пруд, который и дал название Водному саду. Изображения его украсили стены величайших музеев мира!
Центральная дорожка сада Le clos Normand приводит нас к японскому мостику. Только в отличие от японских традиций он выкрашен в зеленый цвет, а не в красный. Вон этот мостик вдалеке. И как только он еще держится? Наверное, ремонтируют часто.
Посмотрите, сколько народу на нем стоит! С мостика можно сделать очень красивые фотографии, вот все и толпятся.
Источником вдохновения при строительстве мостика служили японские эстампы, которые Моне коллекционировал. Кстати, то, что Моне писал “сериями”, он тоже взял у японцев. Самым типичным примером таких серий могут послужить те же “Лилии” или “Руанский собор”.
Оригиналы эстампов можно увидеть в доме Моне, а вот все его картины заменены копиями. Подлинники находятся, в основном, в музее Marmottan в Париже.
“Ориентальную” атмосферу, кроме мостика, создавали не типичные для Нормандии растения. Такие, как бамбук, японские клены и пионы, белые лилии и плакучие ивы.
Те кувшинки, что растут в пруду, Моне тоже посадил сам. Он писал, что любит воду и цветы, и как только пруд наполнился водой, он захотел украсить его цветами. И выписал по каталогу все, что хотел видеть в своем пруду.
Клод Моне гордился своим садом и любил показывать его гостям. Чтобы поддерживать сад в безупречном состоянии, на полный рабочий день был нанят садовник. Ему было поручено убирать каждый опавший лист, чтобы красота сада была идеальной!
В 1897-м году Моне начинает рисовать свои “Лилии” - “Les Nymphéas”. Вот они, эти прекрасные натурщицы!
Сколько же их, этих картин? Мы с сыном были как-то в музее Оранжери и спросили об этом служителя. Ответ нас поразил: примерно двести пятьдесят! Но точной цифры он не назвал. Мы тут же стали считать, сколько картин уже видели, получилось около тридцати. Есть к чему стремиться, в общем.
Кстати, дизайнером музея Оранжери был сам Моне. Он создавал его специально для своих Лилий. Вот этот зал с его огромными полотнами. Вся остальная экспозиция вращается вокруг шедевров из Водного сада.
Для того, чтобы писать такие большие полотна, Моне оборудовал специальную студию. Сейчас в этом помещении находится сувенирный магазин. Впрочем, об этом, как и о самом доме, я расскажу в следующий раз. Сериями, можно сказать, писать буду.
Оставайтесь на связи!
Фотографии из личного архива автора
C приветом из Франции, ваша @irinadob550